Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Древнегреческий философ Эмпедокл

Древнегреческий философ Эмпедокл

Реферат по Концепции Современного Естествознания-биология Тема: Эмпедокл.

Выполнили студентки: Группа: Проверил: Ярославль,2004 Содержание. 1. Введение…………………………………………………………...........3 2. Эмпедокл из Акраганта………………………………………….…......4 3. Философия Эмпедокла………………………………………………....9 4. Заключение…………………………………………………………….14 5. Список литературы……………………………………………………15 Введение. “ Любовь и вражда! Обе они бессмертны...” Эмпедокл Древнегреческий философ Эмпедокл не имеет подобий среди своих современников – настолько он своеобразен, личностно индивидуален. Он жил в классические времена Греции, но его образ до такой степени неклассичен, что ему можно отыскать аналогии лишь в поздней, умиравшей античности.

Иногда в нем видят черты, вообще не свойственные эллину. Для Эмпедокла, как и для первых философов, характерно сочетание глубины умозрения, широкой и точной наблюдательности с практическими тенденциями – со стремлением заставить знание служить жизни.

Философия еще не отделялась у Эмпедокла от науки, а в самой науке теоретическое воззрение не отделяется от постановки различных практических задач. Так, Эмпедокл изучал биологические и физиологические явления, развил ряд относящихся к этим явлениям гипотез. Но вместе с тем он прославился, как основатель знаменитой в древности медицинской школы.

Сохранился ряд, несомненно, в известной части фантастических сообщений замечательных подвигах Эмпедокла в деле покорения человеком природы. При всех очевидных преувеличениях, которые в них содержаться, эти сообщения говорят, что Эмпедокл поразил современников размахом и изобретательностью при решении больших практических задач.

Эмпедокл из Акраганта.

Эмпедокл из Акраганта – сицилийский философ и поэт, политик и религиозный реформатор, врач и чудотворец, энциклопедист и ритор, старший современник Сократа – по существу мало кому известен.

Точная дата рождения и смерти Эмпедокла не известна.

Некоторые античные авторы сообщают, будто он прожил 60 лет, другие свыше 100 лет.

Примерная дата жизни – 484-424 гг. до нашей эры.

Условную дату «процветания» философа некоторые источники относят к 84-ой Олимпиаде (около 444 г . до н. э.). Считается, что Эмпедокл был знатного рода; в политической войне, кипевшей в его время в Акраганте, он поддерживал сторону демократии, достиг высокого положения в ней и твердой рукой стремился оградить молодой Акрагант от попыток реставрации аристократической власти. В преданиях о жизни и деятельности Эмпедокла много черт явно фантастических, вымышленных. Образ акрагантского философа в высшей степени негармоничен и двойственен.

Эмпедокл поражает своей показной открытостью перед публикой, и в то же время он таинственная, наименее разгаданная личность классической Греции. В представлении современников он остался необъяснимой фигурой, сочетавшей в себе гениального мыслителя и честолюбивого софиста. В Акраганте ему, как и всем выдающимся мужам города, была поставлена статуя, но от других она отличалась одной довольно неожиданной особенностью: изваяние представляло зрителям философа с закрытым лицом – знак беспросветной, неуязвимой для взора скрытности.

Эмпедокла влечет публичная общегосударственная политическая трибуна; замкнутое общество философствующих интеллектуалов ему не подходит. Ему непременно хочется быть прижизненным общенародным идолом, кумиром толпы, и в этом он преуспел. Слава Эмпедокла превышала всякое правдоподобие. Не только его сограждане, но и жители других городов-государств Эллады были наслышаны о его чудесах; его оригинальная внешность, его овеянная фантастическими вымыслами личность всегда вызывали безмолвное молитвенное поклонение. В нем не хотели видеть смертного. Вся Эллада боготворила его. Но он мечется между публичностью и одиночеством и нигде не находит успокоения. С одной стороны, ему невыносим идеал уединенного, угрюмо-нелюдимого мудреца; с другой он холоден к толпе, и недоступен ей, остерегается подойти к ней на расстояние рукопожатия.

Философия Эмпедокла под стать его личности: в ней тоже все противоречиво, замысловато-двойственно. Уже древние затруднялись ответить кто он: поэт, пророк философ, ученый или врач? Круг умственных запросов Эмпедокла поистине неограничен, и его, пожалуй, можно назвать одним из первых древнегреческих энциклопедистов. Во всяком случае по широте ума его сравнивают с Демокритом. Он интересовался всем тем, в чем только мог проявить себя человеческий гений, и везде оставлял свой след, печать своей неистощимой индивидуальности. И тем не менее его многосторонность пошла ему не на пользу, а во вред; именно ее ставили ему в укор. Он разменял свой природный творческий дар на всевозможные знания и, естественно, измельчал, не состоялся как философ, выродился в поверхностную универсальность без глубины и понимания.

Последующая философская критика никогда не забывала об этом и издавна закрепила за ним репутацию философской посредственности. По свидетельству древних.

Эмпедокл был плодовитым автором: он писал трагедии, политические и медицинские трактаты, гимны богам; но от них не сохранилось даже отрывков. До нас дошли фрагменты двух его сочинений: натурфилософской поэмы «О природе» и религиозно-эсхатологической (в орфическом духе) поэмы «Очищения». Эмпедокл принадлежал к богатому и политическому авторитетному аристократическому дому. Это видно из того, что его дед (по имени тоже Эмпедокл) держал беговых лошадей для олимпийских состязаний, что было почетным, но чрезвычайно дорогим удовольствием. Влиял Эмпедокл-дед и на государственные дела; он имел полномочия и привилегии послов, т.е. действовал как государственное лицо.

Прославился дед и как олимпийский чемпион - в 496 году до н.э. он победил в колесничем беге. Это бесспорная гарантия родового и личного авторитета. Отец философа, Метон, также увлекался спортом и также был олимпийским победителем. Почти с достоверностью можно сказать, кто были его первые наставники.

Пифагорейцы, по всей вероятности, и были первыми воспитателями Эмпедокла. Его связь не полежит сомнению – древние авторы прямо называют его пифагорейцем. Но он был особенным пифагорейцем.

Вероятная позиция Эмпедокла: внешняя отстраненность от союза при верности его учению.

Вопреки пифагорейской кружковой этике его уста не сомкнуты, а глаголят беспрестанно. Его изгнали после того, как он нарушил орденское правило, обязывающих посвященных не разглашать религиозно-научные знания.

Политические симпатии Эмпедокла невозможно свести к какой-нибудь типичной для античности доктрине.

Создается впечатление, что его вообще не волновал вопрос о форме государственного правления.

Единственный режим, с которым он безоговорочно непримирим, - тирания. Семья Эмпедокла, наверное, участвовала в свержении акрагантской тирании и, возможно, даже возглавляла переворот. От Тимея до нас дошла история, рисующая политический дебют философа. Некий государственный военачальник пригласил его на пир. Гости уже давно были в сборе, но с вином медлили и не подавали.

Эмпедокл возмутился и потребовал объяснений, и оказалось, что хозяин дома ждет какую-то важную персону из городского совета. Как только тот появился, хозяин распорядился подать вино.

Философ усмотрел в этой бестактности поползновение на единовластие; он призвал хозяина и его гостя к суду и добился для них смертного приговора. С тех пор политическое влияние философа возросло, его указания и решения имели силу государственных постановлений и декретов. Но он обнаруживает равнодушие к власти, и даже тогда, когда граждане города предложили ему стать их царем. Он отказался, предпочитая оставаться частным лицом.

Эмпедокл знаменит как чародей. Уже древние ставили его в один ряд с легендарными языческими волшебниками: Пифагором, понимающим язык природы; Эпименидом Критским, личным собеседником Зевса; Абарисом Гиперборейским, умеющим делать себя невесомым.

Эмпедокл, как говорит Гераклид, оживил покойницу, акрагантянку Панфею, которая целый месяц пролежала без дыхания и пульса.

Иногда обыкновенная смекалка Эмпедокла раздувала его репутацию мага и кудесника.

Например: когда в соседнем городе Селинунте распространилась моровая язва по причине нездоровых выделений окрестных болот, люди стали вымирать. Тогда Эмпедокл соединил болота с проточной водой, атмосфера очистилась и жизнь возродилась. Люди усмотрели в этом нечто сверхъестественное и почтили его как Бога. В другой раз на Акрагант обрушилась буря, которая грозила уничтожить урожай.

Эмпедокл приказал развесить шкуры животных между загородными холмами и горными проемами. Ветер был остановлен, урожай спасен, а философ получил прозвище – «Укротитель ветров». Но самое загадочное это его смерть.

Существует несколько версий его смерти. Но их все затмевает одна – торжественное самосожжение в раскаленной Этне. О судьбе философа Гераклид рассказывает следующее.

Однажды ночью Эмпедокл пировал с друзьями по поводу воскрешения женщины-акрагантянки. После пира Эмпедокл пропал. Вдруг вспомнили, что в полночь он услышал громкий голос, зовущий Эмпедокла. Этому не поверили, но когда прочесали окрестности и не нашли философа, то поверили в сверхъестественное исчезновение и объявили, что он стал богом.

Гипобот дает иную редакцию смерти Эмпедокла. После того как на пирующего философа снизошел сон, он отправился на Этну и бросился в огненное жерло вулкана. И вещественное доказательство этому – медный башмак, выброшенный вулканической массой. Этой красивой смерти многие не верили и приводили аргументы против.

Главный аргумент это то, что вулкан не доступен в силу нестерпимого жара. О смерти философа рассказывается и то, что он дожил до преклонного возраста и по старческой слабости упал в море и захлебнулся. Также говориться, что он повесился. Но легенда о самосожжении при всей ее фантастичности потомкам пришлась больше по вкусу; в известном смысле она прославила Эмпедокла.

Смерть Эмпедокла – не наказание за эгоизм гения, не месть Богов или людей, но и не слепое, неизбежное бедствие. В ней философ находит разгадку своей собственной тайны и своего назначения в мире.

Смерть для него такое же творение, как и любое из его сочинений, т.е. естественное продолжение его поэзии.

Убивая себя, он сочиняет свою судьбу, совершает ритуально-поэтическое жертвоприношение, где жрец и жертва, поэт и поэтическое произведение – он сам.

Философия Эмпедокла. Свое физическое учение о мире Эмпедокл изложил в поэме «О природе». То же обстоятельство, что его натурфилософский труд выполнен в виде художественного произведения, говорит о характере и границах его естествознания.

Эмпедокл – не естествоиспытатель, не ученый-аналитик в обычном понимании этого слова.

Физика Эмпедокла, или учение о физических первоосновах мира, на первый взгляд очень проста и неоригинальна. Она сильно напоминает ионийскую натурфилософию. В основе мироздания, по Эмпедоклу, лежат четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Все эти стихии были выдвинуты до него, и он ничего к ним не прибавил. Он только скомбинировал их.

Четыре принимаемых им элемента не суть равноправные рядоположенные величины, из комбинации которых формируется мир.

Мироздание напоминает арену борьбы противоположных начал: «верхнего» - жизнетворного и благого огня и «нижней» - косной злотворной земли с прилегающим к ней пространством. Жизнь есть состязание, борьба противоположностей, стремящихся к взаимному упразднению.

Поэтому исходных, космоопределяющих начал получается не четыре, а два. По словам Аристотеля, Эмпедокл истолковывает свои стихии «не как четыре, а словно их только две: с одной стороны, отдельно огонь, а с другой – противоположные ему земля, воздух и вода…». Так что в основе мировой жизни лежат не четыре элемента, а всего два; все остальные – лишь переходные ступени от одного полюса к другому и являются продуктами их взаимодействия. Но встает вопрос: если стихии не первоначал вещей, то что же тогда ими являлось? Прямых высказываний Эмпедокла не сохранилось. Но по этому вопросу находим важное сообщение у Аэция. Он утверждает, будто, по учению Эмпедокла, еще до образования четырех элементов существовали весьма маленькие частицы, разновеликие элементы, предшествующие «четырем корням». Эти равновеликие частицы Аэций называет «элементами элементов». В фундаменте бытия, по Эмпедоклу, лежат субстанциально-бескачественная природа достихийных элементов. Она образует нейтральное поле, где разыгрывается драма.

Главными участниками являются: верх, который играет жизненно положительную роль и его физическим эквивалентом является тепло (огонь) и низ, который играет низменно-отрицательную роль, а его эквивалент – холод (земля и соседствующие с ней стихии). Мировой процесс есть попеременная экспансия: то побеждает вверх с его знаком жизни и добра, и тогда направление космического процесса осуществляется как восхождение, рост, или «путь вверх»; то одолевает низ, с его знаком зла и смерти, и тогда направление как убывание, или «путь вниз». На «пути вверх» есть точка, в которой тревоги и страсти затихают и «царит покой». Эмпедокл называет это состояние мира «досточтимой Гармонией» или даже богом.

Эмпедокл назвал бога – Сфайросом – всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех точках.

Эмпедокл называет элементы «долговечные многочтимые боги». Стихии у него не просто существуют, но «каждая из них выполняет действия, согласные с ее природой». Эмпедокл персонифицирует материальные элементы в образах традиционной мифологии: огонь у него – Зевс, воздух – Гера, вода – Нестис, земля – Аид. Но они не мифологические герои, а они просто неопределенные жизненные силы, боги-демоны, духи стихий, обитающие в лоне цельного «органически-жизненного континуума». Вселенная постепенно дробится и измельчается.

Пределом распада Сфайроса являются чувственные стихии – огонь, воздух, земля, но уже в их взаимной обособленности. Бытие дифференцируется на четыре противостоящие, враждебные стихии. Все элементы замкнуты в себе и заражены жаждой взаимного истребления. Но длится это одно мгновение и опять возвращается к исходному первоединству Сфайроса.

Начинается новый мировой цикл. По Эмпедоклу, вселенная ограничена двумя пределами, которые попеременно сменяют друг друга: «верхний» - гармония Единого, «нижний» - враждебность Множества.

Должно быть две взаимно исключающих причины внутри космоса. И у Эмпедокла есть такие силы.

Первая из них преодолевает вражду и разлад гармонизирующим согласием и единством. Эту силу персонифицирует в образах Афродиты, Эроса, Дружбы.

Другая, наоборот, разобщает вселенную, повергает гармонию в хаос. Эту силу Эмпедокл называет Аресом, Враждой, Ненавистью.

Афродита и Арес у Эмпедокла – стихийные духи без лица, образа и пола, символизирующие противоположные космические тенденции к распаду и воссоединению бытия.

Поэтому Любовь и Ненависть в описании Эмпедокла либо уподобляются стихиями, либо сами суть стихии. Они выглядят как два дополнительных элемента, выполняющих роль своеобразного фермента, или «динамического флюида»: один ассоциирует вещество, другой диссоциирует. Как отмечает Аристотель, Любовь и Ненависть входят в состав мирового целого и потому наравне с другими стихиями «участвуют в общей смеси элементов». Космическая жизнь, согласно картине космогенеза у Эмпедокла на стихийно-элементарном уровне, есть становление вещества, осуществляющееся через борьбу Афродиты и Ареса. Мир, как его воспринимал Эмпедокл, в сущности своей цикличен: абсолютное единство и абсолютное множество периодически сменяют друг друга.

Философ выделяет три положительные инстанции в становлении мира: бог (Сфайрос), природные вещи (космос) и человек.

Соответственно мировое развитие распадается на три генетические стадии: теогенез, космогенез, антропогенез.

Первобожество или божественный Сфайрос у Эмпедокла лишено всякого теистического смысла. Бог Эмпедокла – это развивающаяся субстанция, постепенно переходящая в мир.

Математический символ Сфайроса – шар. Шар взят потому, что в нем максимально сглажены грани, различия и диспропорции, свойственные миру, вещественного становления. О том, что бог у Эмпедокла нечто большее, чем огромный физический объект, говорит способность Сфайроса к переживаниям. В Эмпедокловой космологии выделяется четыре фазы мирового цикла. Из них две предельные, т.е. состояние полного господства Любви и полного господства Вражды, и две промежуточные, т.е. переход от Любви к Вражде (нисхождение) и от Вражды к Любви (восхождение). Космос и человек рождаются в переходных, промежуточных фазах мирового цикла. Бытие Эмпедокла изначально и ценностно раздвоено: единство и множество, образующие противоположные полюса мирового цикла.

Сфайрос – исходная ценностно-порождающая точка мирового процесса.

Сфайрос распадается, дифференцируется и переходит в менее совершенные образования.

Космос – возрастающее ущербление мирового божества, постепенное падение его до Хаоса. Такая космогония имеет свои этапы.

Первый шаг - инволюция космоса – из первоначального Сфайроса выделяются громадные космические массы, своего рода материки космического шара, названные Эмпедоклом «частями мира». Они сразу же обретают пространственные различия: легкая и светлая ткань Сфайроса устремилась вверх, более грубая и темная – вниз. Так образовались Небо и Земля. Далее продолжается деление Сфайроса до тех пор пока мир не принимает форму лежачего яйца. Яйцо – образ мировой целостности.

Верхний с вод образует льдоподобная сфера, состоящая из затвердевшего эфира, на котором «приклепленны неподвижные звезды». Далее расположена вторая, световоздушная сфера, которая распалась на космические существа: Солнце, Луну, планеты. И третья подлунная сфера, есть околоземное пространство и сама Земля.

Власть Любви над космосом ослабевает; сепаратистские тенденции постепенно побеждают, и Космос окончательно остается без Эроса. Это в полном смысле Хаос – предел и конец инволюционного развития.

Антропогенез, по Эмпедоклу, имеет также двуединую генетическую структуру, т.е. в каждом мировом цикле человечество рождается дважды: один раз – на пути от сферического божества к элементам, другой раз – на пути от элементов к божеству. В первом случае человек не рождается, а воплощается: люди – это падшие боги, демоны, духи. Во втором случае продолжается развитие человека, люди – это недостроенные, становящиеся боги.

Остается вопрос, в каком мире живет человек? Неизвестно, что думал об этом сам философ.

Некоторые исследователи считают, что по теории Эмпедокла мы принадлежим к эволюционирующей фазе.

Однако, согласно Эмпедоклу мы живем в мире на убыль, к гибели и вырождению.

Эмпедокл считает, что второе возможно для смертных. Он пишет поэму-проповедь «Очищение» - своеобразное руководство к спасению заблудившего и погрязшего в пороках язычника. В этом мире, согласно Эмпедоклу, люди – временные жители, наподобие чужестранцев, гостей или изгнанников.

Утратив изначальную родину, страну Любви и Правды, они вынуждены скитаться по дорогам земного бытия, называемого Эмпедоклом «юдолью скорбей». Собственно, спастись по Эмпедоклу, значит не что иное, как преодолеть в себе необходимость выпасть из причинно-следственной связи событий, из становления и времени.

Человек не оценил данной ему свободы. Тело не виновато, что мы находимся в нем, а виновата душа, совершившая грех. Чтобы освободится от тела, следует переместить внимание на душу; не отбрасывать плоть, а преодолевать ее в себе, т.е. следует душевно очищаться от греха, приведшего к злу. Таким и предстает перед нами Эмпедокл: запоздавший орфик, религиозно-философский романтик, нравственный идеалист и художник, растративший свои душеспасительные иллюзии на борьбу с социальным миром Вражды и нашедший успокоение, как утверждает легенда, в торжественном самоубийстве на сицилийской Этне.

Заключение. Итак, Эмпедокл - древнегреческий философ. Он считал, что нет возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего снова состояние смешения, и так до бесконечности.

Движущими силами этого развития, считал он, являются любовь и вражда.

Эмпедокл принадлежит к тем колоритным личностям древности, о которых невозможно умолчать, говоря об их идеях.

Эмпедокл не просто мыслитель, не философ мысли, а философ жизни, религиозно-нравственный жизнеучитель и проповедник.

кадастровая стоимость в Твери
рыночная оценка дома в Москве
экспертиза коммерческой недвижимости в Калуге

Подобные работы

Философия Древнего Китая

echo "Правда В.Ф. Асмус в работе Античная философия отмечает, что ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма

Проблема бытия в философии

echo "Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником

Творчество Платона и Аристотеля как отражение эпохи великих общественных преобразований в Древней Греции

echo "Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общи

Понятие научной революции

echo "Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом 'броуновском движении' гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать

Содержание и специфика Английского просвещения

echo "Поэтому философия Локка преимущественно перед всеми другими царит в эпоху Просвещения. Локк определил почти исключительно философское движение в Англии и Франции, но рядом с ним в Германии приоб

Логические законы

echo "Первые три были открыты Аристотелем, четвертый - В. Г. Лейбницем. Логические законы отражают в сознании человека определенные отношения, существующие между объектами, или отражают такие обычные

Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В.

echo "Крепче веры моей не бывало на былом свете. Но, коль даже единственный в мире – и тот «еретик», Значит, нет, говорю, правоверных в нашем столетье! Ибн-Сина Автором выбранной мною книги является С

Философия Современного Китая

echo "Конфуцианство и даосизм не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, сконцентрированными вокруг единого Бога, такими, как иудаизм, христианство и ислам. Особенно это касается конфуциан

 
© 2011-2012, e