Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Компьютерная психодиагностика

Компьютерная психодиагностика

Специальный класс задач представляет комплексное использование методов психологической диагностики, главным образом, стандартизованных (тестовых) методик в связи с обследованием контингентов лиц (подчас весьма значительных), проживающих и работающих в зонах экологических катастроф и 'горячих точках', сложных климатогеографических, этно-социальных и экономических условиях с учетом миграции населения, потерей жизненных ориентиров, занятости, родственных связей и т.п.

Отмеченные обстоятельства, также как и чрезвычайные ситуации, неизбежно приводят к дезадаптации различной степени выраженности.

Профилактика и коррекция предболезненных и болезненных нарушений требует адекватной оценки роли психических (психологических) факторов, многомерной психологической диагностики, которая в современных условиях невозможна без компьютеризации психодиагностического процесса и создания ' банка' информации на основе интеграции различных подходов: клинических, медикои социально – психологических, психолого-педагогических и т.п.Однако, несмотря на столь большой спрос данной области знаний, многими отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность тем обстоятельством, что отсутствует общедоступное методическое пособие или краткое руководство в этой области. Целью данной работы является исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских психологов, специалистов по анализу данных, искусственному интеллекту и программистов.

Гипотезой такого исследования является постулирование автором возможности качественно нового, структурно организованного подхода к рассматриваемой теме.

Компьютерная психодиагностика, как объект исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как области прикладной психологии. В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего описания исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а также рассмотрения использования компьютера в психодиагностическом эксперименте, как инструмента целенаправленного познания личности. То есть систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий, методические требования, предъявляемые к ним психодиагностикой, их сочетание, а также оценить перспективы их развития.

Синтез клинического и экспериментального методов в прикладной психологии на основе компьютерных технологий В истоках научной психодиагностики лежит клинико-психологический мет о д. Этот метод предполагает свободное н е формальное получение и анализ любой доступной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу не тол ь ко из профессионального, но и житейского опыта. Этот метод в м есте с экспери ментально-психологическим, по существу, решает основные задачи диагностики. Если рассматривать клинико-психологический метод и его соотношен и е с эксперименталъно-психологическим, то можно видеть, что экспериментально-психологические методики, по существу, моделируют клинико-психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах.

Моделирование это осуществляется в форме как бы описания деятельности опытного врача или психолога, использующего клинико-психологический метод. Такое описание на нестрогом языке нау ч ных метафор можно назвать 'программой', 'алгоритмом'. С помощью этого описания психодиагностическая деятельность, положенная в его основу, может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной степенью однозначности, полноты деятельности.

Вместе с тем, следу ю т подчеркнуть, что потенциально высокая детальность описания внутреннего мира другого человека тесно связана с потенциально низкой его надежностью и объективностью. При широкой практической деятел ь ности клинических психологов в среднем можно получить больше надежной психодиагностической информации, если заведомо идти на меньш у ю степень детальности описания личности, что и достигается с помощью эксперимепталыю-психологических методик.

Первым шагом в направлении стандартизации и формализации психодиагностической деятельности клинического психолога является стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация получаемых ответов. При этом сохраняется нестандартный и неформальный характер методов анализа и интерпретации. [6,14 ] Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к собственно тестовому. При этом формализация и нарастает и распространяется не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на их интерпретацию.

Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая модель деятельности клинического психолога, представленная в форме ее 'программы' ('алгоритма'). При этом сама 'программа' выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно отметить, что психологические тесты опередили время, родившись преждевременно. Они возникли как 'программы' получения и обработки информации еще при отсутствии компьютеров.

Объективно психологические тесты 'ждали' появления компьютеров.

Однако так как и разработка диагностических правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не существовали, то ограниченность вычислительных возможностей, памяти и быстродействия человека вынуждали обращаться лишь к самым простейшим алгоритмам распознавания образов.

Поэтому существенно важные задачи распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом заключении, решаются им на основе нестрогого, неформального, 'невычислительного', во многом интуитивного мышления. При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по аналогии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как математический аппарат теории измерений.

Результат обработки данных психологического исследования представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые графически выражаются в виде 'профиля'. После этого осуществляется переход к психологическому заключению с переводом числовых результатов на психологический язык.

Именно этот переход на завершающем этапе тестирования представляет собой немоделируемый в психологических тестах 'человеческий остаток' клинико-психологического метода исследования.

Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память, быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена ограниченными возможностями человека как 'моделирующего устройства'. Ограничения в человеческой психике выступали и выступают как ограничения тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности одного специалиста другим.

Компьютеры позволяют моделировать клинико-психологические исследования, проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических средств.

Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить, что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате психологических тестов и были связаны с ограниченными возможностями человека, снимаются. Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического представления 'профилей'. Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение.

Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинаю щих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом . Компьютерная программа освобождает обучающегося от необходимости запоминать бол ь шой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом, психолог может существенно быстрее начинать работать с осваиваемым тестом на некотором гарантированном уровне качества это й работы.

Безусловно, при небольшом опыте работы с тестом вероя тн ость о ш ибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психолога с ложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно , и превосходить этот уровень.

Однако сле д ует учитывать, что сделать это не просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы. [9 ,69] Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической раб о ты , использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом , такой как подсчет сырых оценок , перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков ( ' профилей ' ) и проч. Кроме того, такой психолог может рассматрив а ть результаты компьютерного тестирования как предвари тельные и может осуществ л ять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задача ми исс л едования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает л егко до ступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы.

Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы т ематическим критериям. Таким образом, при психологической психодиагностике психолог может ознакомиться с содержанием ответов испытуемого в существенно большей степени, нежели при тестировании, проводимом без компьютера. Кроме того, компьютер по зволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики.

Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для испытуемого.

Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как справочного материала для статистического анализа и т.д. При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п.

Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы. Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяет проводить массовые обследования, связанные с задачами медицинского скрининга, профотбора и т.д.

Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее адекватной реализации существующих тестовых моделей психодиагностики и путь к построению все более полных 'моделей' деятельности клинического психолога, в пределе, по сути приближающиеся к 'оригиналу' (клинико-психологическому методу). Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клинических психологов.

Классификация психодиагностических методик Психодиагностика характериз ую тся широким спектром метод и ческих подходов.

Многообразие этих подходов обус л овливает существование различных систем классификации психодиагностических тестов. С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на сравнительно самостоятельных элементах психодиагностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы.

Соответственно, основанием для классификации психодиагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, допол н енные характеристиками процедур обработки экспериментальных данных. В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психодиагностических методик. В этой таблице все виды стимулов разделены на вербальные и невербальные. В свою очередь, среди вербальных вычленяются стандартизированные и индивидуальноо риентированные стимулы, а невербальные включают в себя статические и динамические стимулы.

Вербальные стимулы — это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами.

Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуем ы х, в то время как индивидуально ориентированные подбираются персонально для каждого испытуемого.

Невербальные стимулы — это картинки, фиг у ры, значки, пятна и т.п. Кроме того, невер бальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры статических невербальных стимулов постоянны во Времени, а у динамических объектов могут изменяться форма, цвет, в ысота тона звука и т.д.

Характеристика форм тестовых заданий дополняется оп и санием порядка предъявления стимулов в процессе психодиагностического эксперимента. Этот порядок может быть фиксированным и Переменным.

Разновидностью переменного порядка я в ляется случайно е пред ъ явление ст и мулов , которое пр и меняется, например, д л я организации рандомизированного исследова н ия.

Другая разновидность связана с испо л ьзованием в ряде психодиагностических методик обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие стимулы.

Таблица 1 Виды тестовых заданий

Виды стимулов Порядок предъявления стимулов
Вербальные Невербальные Фиксированный Переменный
Стандартизированные Индивидуально ориентированные Статические Динамические Случайный С обратной связью
Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяются на закрытые, открытые и динамическое реагирование через органы управления (табл. 2). При закрытом способе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осуществляться в форме выбора из 'меню ответов' (в зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и множественным выбором), с помощью оценивания какого-либо признака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигу р и т.д., а также посредством переструктурирования данных.

Открытые способы предполагают ответы испытуемого на предъявляемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть регламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления испо л ьзуются перцептивные и моторные способности испытуемого.

Таблица 2 Виды ответов на тестовые задания

Закрытые Открытые Динамическое реагирование
Выбор Оценивание по заданной шкале Восстановление частей Переструктурирование Дополнение Свободное конструирование
Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний т естовых заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические мет одики, а также дается оценка соотношения качественного и количественн ого компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических методик.

Стимулы — вербальные, стандартизированные От ве ты — закрыты е , типа 'Выбор' Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа 'Выбор' определяет самый об ширный круг психодиагностических методик — тесты-опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или утверждений , относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, 'Верно', 'Неверно', 'Не могу сказать '). По содержанию среди тестов-опросников условно в ыделяют опросники-анкеты , биографические опросники и личностные опросники.

Опросники-анкеты предназначены д л я получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредст в енн о ношения к его личностным особенностям.

Примером может слу жить Мичиганский скрининг-тест выявления алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результато в с личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным [1985 ] ). [3,20] Биогра ф иче с кие опросники ориентированы на получе ние данных об истории жизни человека.

Наиболее типичные в опросы в них относятся к у р овню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показ а тел ям. Ин формация, даваемая биографическими опросниками, как правило , является вспомогательной для получения достоверной интерпрета ции резул ь татов психодиагностических тестов, но может носить и собственно диагностический и прогностический харак те р . Личностные оп р осники представ л яют наиболее объемную группу тестов-опросников. Они предназначены для измерения раз личных особенностей личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках отражается группой пункто в (не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например, 'Боитесь ли Вы темно ты ?'), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в кот о ры х косвенно проявляется его личный опыт или переживани я (например 'Большинство людей честны '). Опросники стр о ятся как одномерные , представляющие одну переменную, или как многомерные, одно в ременно отражающие нескол ь ко личностных показателе й . Среди личностных опросников в ыделяют опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и устано в ок. При конс тр уировании опросников черт ли ч ности исполь з уется подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных п ризнаков (примером может служить попул я рный опросник 1 6Р F Р. Кеттелла [1970] Отечественная адаптация с применением компьютер н ого анализа пунктов проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987 ] ).[19,126] Типологические опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и в них в качестве и мени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описани я м типичного (или ус редненного) представите л я. Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в ст р ане явл яе т ся Миннесотский многофазный личностный опросн ик ( MMPI ) . Первая отечественная адаптация MMPI произведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976] [2,14] и Л.Н. Собчик [1971 ] [14,6]. О просники мо т ивов позволяют установить, на что направлена активность и ндивидуума ( мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения). Примером в отечественной психодиагностике может сл у ж и ть а д а п тирова нны й Ю.Л. Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-Крауна [ 1 976 ]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и используется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором 'социальной желательности', а также при изучении предпочитаемых средовых и межличностных влияний.

Опросники интересов в зависимости от степени насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-а н кетам.

Наиболее известным 38 рубежом я в ляется разработанный Э. Стронгом ' Бланк профессиональных и нтересо в ' [Б у рлач ук Л.Ф., Морозов С.М., 1989] [ 5,58] . В этом опроснике определяется четыре параметра интересов: 1. Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессии; 2. Сходство интересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости и нтересов; 4. Степень профессиональной подготовки. 'Бланк' содержит 400 заданий, разделенных на 8 рубрик, например, 'профессия', 'школ ь ные предметы', 'развлечения' и т.д.

Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях л и чности.

Поэтому опросники цен н остей близки к опросникам интересов, мотиво в и установок. Пр и мером является опросник ценностей специальностей Д. Суппера, дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей специальностей, например, помощь другим — для психолога, возможность продвижения по службе — для администратора и т.д.

Опросники установок применя ю тся преимущественно в социально-психологических и социологических исследованиях.

Применение тестов-опросников характеризуется малой степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования.

Алгоритмы обработк и результатов этих тестов, как правило, представляют собой несложную процедуру подсчета количества совпадений ответов испытуемого с так называемым диагностическим ключом и п оследующее приведение полученных резул ь татов к стандартизированному виду.

Автоматизация подобного тестирования с помощью современных компьютеров является несложной технической задачей.

Основные трудности вс т речаются на этапе формирования автоматизированной интерпретации данных многомерных тестов-опросников. 'Ручное' использование тестов-опросников предполагает фиксированный порядок пред ъ явления стимулов.

Изменение этого порядка на случайный приводит к рандомизированному типу психодиагностического эксперимента.

Включение с помощью компьютера обратной связи обеспечивает проведения так называе м ого адаптивного тестирования.

Стимулы — невербальные статические Ответы — закрытые, типа 'Выбор' Методики данного типа применяются, например, для исследования пространственного воображения, комбинаторных способностей и способностей соотнесения невербальных стимулов к определенному классу из заданного алфавита классов. Сюда относятся, в ч астности , некоторые задания теста исследования стр у кт ур ы интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под названием 'тест-Су' нашел применение д л я изучения у р овня интеллектуального развития учащихся младших классов [Лийметс с соавт., 1974 ]). Так в заданиях 'выбор фигур' в качестве стимулов приводятся разделенные на части геометрические фигуры, которые нужно соотнести с предполагаемыми изображениями цел ы х фигур.

Обработка результатов в данном случае сводится к оценке коли чества правильно произведенных выборов. В качестве диагностического параметра нередко используется время решения заданий теста.

Очевидно, что современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве сти м улов могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

Стимулы — вербальные стандартизированны е , невербальные статические Ответы — закрытые, типа 'Восстановление частей' Психодиагностические методики рассматриваемого типа являются, по сути, модификацией тестов с множественным выбором.

Отличительной особенностью этих методик является то, что испытуемым пред л агается самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выражены в достаточно определенной форме.

Примером методик у казанного типа может служить субтест нахождения недостающих деталей Векслера, с помощью котор о го изучаются особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали [ Wechsler D . 1958 ]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21 рисунке. На ответ отводится не более 20 с. и правильность ответа оценивается одним баллом.

Другим примером является субтест Ам т х а уэ ра 'Ряды чисел ' , направленный на исследование индуктивного мышления испытуемого и его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется установить закономерность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполнение заданий вводится лимит времени.

Обработка результатов обследования с помощью психодиагностических методик рассматриваемого класса в достаточной степени формализована.

Диагностическим и признаками здесь выступают количества правильно выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация содержится в параметрах временной динамики выполнения теста. Ст и мулы — вербальны е стандартизированные, невербальные стат и ческие Ответы — закрытые, типа 'Переконструирование' Тестовые задания, предполагающие ответы типа 'переконструирование данных', заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается и з вестной 'правил ь ная' комби н ация элементов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность созданной композиции. В качестве типичного примера можно привести субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта Векслера. С помощью этого субтеста иссле д уется способность испытуемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить картин ки в определенной последовательности. Оце н ка в данном субтесте зависит от правильности и времени решения.

Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может служить субтест 'составление предложения по трем предлагаемым словам', входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969 ] [20,34] . Испытуемый должен за две минуты составить из на б ора слов как можно больше предложений.

Критерием оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль дается 3 балла. Как видно из приведенных примеров, обработка резу л ьтатов обследования с помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и известный набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные методики к достаточно четко стру к т у рированным и допускающим сравнительно высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной информации.

Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные Ответы — закрытые, типа 'Оцен и вание значения признака по заданной шкале' Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, 'теплый - холодны й', 'сильный - слабый' и т.д.). В качестве примера характерен метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом[ 1957 ] [ 21,30]. Этот метод предназначен для и змерения различий в интерпретации понятий испытуемыми.

Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде так называемого семантического профиля исследуемого понятия.

Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков). Применяя технику семантического дифференциала для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой испытуемых, на выходе получают числовые таблицы вида объект-признак, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных группировок, как объектов, так и признаков.

Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц об ьект -признак.

Поэтому психодиагиосту, желающему исполь з овать ту или иную шкальную технику оценивания, компьют е р будет служить э ффек т ивным подспорьем. В то же время интерпретация ре з ул ь татов п одобного ко м пьютерного анализа экспериментального материала трудно формал и зуема и основной акцент в такой интерпретац и и пр и ходит с я на психодиагноста, который помимо своих профессионал ь ных знаний должен хорошо пред с тавлять особенности алгоритмов выявления стру к туры многомерных данных.

Расширение методик : указанного типа возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

Стимулы — вербальные и невербальные индив и дуально ориент и ров а нные Ответы — закрытые, типа ' Оц е нивание значения п ризнака' Примером индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г . Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивидуальной системой констру к тов имеется в виду система от н ошений и установок к миру. По Г. Келли, 'конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматриват ь как открытый человеком способ поведения ...'. Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом констру к т становится тем, 'чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов'. Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применит ь д ля выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других л ю дей, объектов и отношений, алгоритмы анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализ, многомерное шкалирование, проецирование данных в пространства мен ьш ей размерности и пр.). Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются н е заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивиду а льные конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования.

Поэтому техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Межд у тем, эти качества об у словливают значительную вовлечен ность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя д л я эффект и вного испол ь зования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка метод и ки, в самой процед у ре обследования и интерпретации рез у льтатов акцент еще более смещается в сторону испо л ьзования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста.

Стимулы — вербальные стандартизирова н ные Ответы — открытые, типа 'Дополнен и я ' Примером психодиагностических методик данного типа может служить методика завершения предложений.

Обследу е мому предлагается серия незаконченных предложен и й , состоящих из одного или нескол ь ких слов, с тем, чтобы он их з авершил по своему усмотрению.

Предложения в данной методике формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к и з учаемым с в ойствам личности. Други м примером являет ся м е тодик а завершения историй. Здесь в отли ч ие от предыдущ и й метод и ки в качестве стимула выступает небольшой рассказ. Данные методики в нашей стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.

Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к некоторому опорному множеству психологических категорий.

Открытые опросники предполагают использование контент-анализа, Для решения задач контент-анализа компьютеры начали применяться в 60-х годах.

Составление вычислительных программ для такого анализа является трудоемким делом.

Поэтому компьютеризация данных методик проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема матер и ала, подлежащего анализу, и от степени его формализуемости.

Стимулы — невербальные стат и ческие Ответы — открытые, типа 'Допол н ения' Показательным п р имером методики дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга.

Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графичес к их знаков, расположенных на черном поле.

Обследуемому необходимо в имеющ е мся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписываемых графическим знакам.

Учитываются также содержание рис ун ков и их графическое исполнение.

Стимулы — вербальные стандартизированные Ответы — открытые , типа 'Свободное конструирование' Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными — как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых — это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изображений и т.д. В данной группе методик основная доля приходится на проективные тесты. В качестве примеров можно привести два популярных теста — т ес т Ро р ш аха, в котором испытуемый должен придать смысл симметричным аморфным черно-белым и цветным изображениям и тест тематической а п пер ц епции (ТАТ), ос н ованный на толковани и испытуемым сюжето в специа л ьно подобранных картинок. В проективных ме т одиках количественные диагностические оцен к и могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого, подсчета частоты обращения к отде л ьным те мам и т.п. На практике испо л ьзование проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагно с т а. Стиму л ы — невербальные динамические Ответы — динамич е ское реагирование через органы управления Рассматриваемое сочетание стимулов и ответов соответствует классу психодиагностических м е тодик, которые обычно называют аппаратурными тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакци и (реактометры, рефлексометры), типологических особенностей высшей нервной деятельности и пр. Наличие обратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-ориентированных аппарату р ных тестов, в которых моделируются услови я какойл ибо критериальной деятель н ости. На э кране дисплея компьютера могут моделироваться ра з нообразные виды деятел ь ности, имитироваться объекты слежения, управ л ения и т.д.

Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер психофизиологичес к ой информации.

Отдельно можно выделить также подкласс аппаратурных тестов, который в настоящее время стал акти в но развиваться и в котором моделиро вание опосредуется компьютерными играм и.

Самостоятельное направление связан о с создан и ем мультимедиа-систем, погружаю щ их испытуемого ви р туальную реальность. С ти мулы — верба л ьные индив и дуально орие н т и рованные Ответы — открытые Этот класс методик можно определить как диалогические техники, в которых предполагается непосредственный контакт психодиагноста с обследуемым и учитыва ю тся специфические особе н но с ти конкретной диагностической задачи.

Разумеется, диалогические тех н ики наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие э ксперта и обследуемого. Можно предположить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять сво е место в компьютерной психодиагностике.

Возможности компьютера в психодиагностике В таблице 3 представлены основные составляющие пред м ета компьютерной психодиагностики.

Таблица 3 Предмет компьютерной психодиагностики

Автоматизация методик Новые виды экспериментов Современные информационные технологии
- инструктаж - ведение протокола - предъявление стимулов - регистрация реакций - расчет и выдача результатов - адаптивное тестирование - время как фактор эксперимента - виртуальная реальность - игровая мотивация - базы данных - анализ данных - интеллектуальные системы
Автоматизация методик В настоящее время преоблада ю щее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создани и компьютерных версии известных психодиагностических тестов, ранее предназначенных для 'ручного' употребления.

Переложение на компьютерную ос н ову методик со стандартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемы й дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном слу ч ае компьютер фактически в ыполняет ф ункция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает результаты в привычной д л я психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [1 1,40] За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными: • быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование; • эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессионал ь ных задач; • повышается точность регистрации результатов и исключаются ошибки обработки исходных данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок); • оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых. Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзятости, как экспериментатора, так и самого обследуемого.

Немаловажной может оказаться конфиденциальность автоматизированного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откровенным и естественным во время эксперимента. Также в ряде случаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого технологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать.

Изменение условий психодиагностического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному 'ручному' аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компьютером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты 'психологического барьера' или 'сверхдоверия' (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут дос т аточно сильно отл и чаться в зависимости от межкультурных различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации. [10 ,50] В отличие от 'количественных' эффектов, которые обеспечивает автоматизация психодиагностичес к ого эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально иными, качественно новыми возможност я ми, которые открывает применение компьютеров. Новые виды эксперим е нтов Адаптивное тестирование Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляемые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания.

Вследствие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого объемного теста. За счет адаптивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и время тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых). Технической предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способность компьютеров за счет быстродействия вести обработку поступающих данных в масштабе реального времени. Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом под х оде принятие решения об изменении порядка предъявления тестовых задании производится на каждом шаге тестирования (постоянная адаптация ). Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов от ч етов испытуемого на специа л ьный блок заданий (блочная адаптация ) Теоретической основой первого подхода является существование несимметричных статистических связей между ответами испытуемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок.

Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим образо м : • для репрезентативной выборки испытуемых вычис л яются матрицы сопряженности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матри ц ы с указанной асимметрией; • д л я каждого пункта теста составляется список номеров пунктов, которые можно пропустить при опреде л енном ответе испытуемого на данный пункт; • опреде л яется новый п орядок пунктов теста.

Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания вышеупомянутых списков: в первую очередь должны пред ъ явл я ться пункты с максимальными объемами и как можно более разнящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублирования. Новый порядок пред ъ явления заданий позво ля ет мак сим и зировать число возможных пропусков и тем самым укоротит ь среднюю длительность тестирования. При этом, конечно, нужно учитывать, что вследствие перестановки пунктов могут измениться нормы.

Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, строится с применением кластерного анализа репрезентативной выборки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделив ш ихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга класт е ры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате такого анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать минимальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принад л ежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера существенно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа заданий, на которые испытуемые дают одинаковые ответы). Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении порядка предъявления тестовых стимулов. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректиру ю щее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, например, наказания испытуемого, фальсифицирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста. Время как фактор психод и агностического экспериме н та В от ли чие от традиционного 'ручного' тестирования компьютеры позволяют активно использо в ать в психодиагност и ческом эксперименте такой важный параметр, каким является время. С одной стороны, время может быть управляемым параметром теста.

Исследователь с помощью ко м пьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования. Также этот темп может подбираться автоматически, без непосредственного участия эксперимен т атора.

Например, для нейтрализации действия неспецифического иррелевантного фактора устойчивости испытуе м ого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемого таким обра з ом, чтобы процент ошибок был минимал ь ным. С другой стороны, время может служить собственно диагностическим параметром, который ранее слабо использовался либо совсем не анализировался в 'ручных' версиях психодиагностических методик. Так, пока з атели временной динамики ответов испытуемого на вопросы психодиагностического теста могут выступать в качестве индикаторов эмоционал ь ной неустойчивости, утомляемости и т.п.

Психодаагностические мультимедиа системы Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с динамической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, так к ак позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближенных к реальной деятельности.

Наиболее полно у казанная возможность проявляется в мультимедиа (дословно много ср едных) системах виртуальной реальности ( virtual realityVR ), а также в близких к ни м системах т елеприс у тс т в ия (telepresense ). С по м ощью специального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадронаушниками, специал ь ных сенсорных перчаток и даже кос т юма, испытуемый может быть 'помещен' в сгенерированный или смоделированный компь ю тером мир, повернув голову посмотреть налево и направо, 'пройти' дальше, протянуть руку вперед и у в идеть ее в виртуальном м ире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощущая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т.п. Кроме т ого системы УК допускают группо в ое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.

Игровая мотивация Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тестирования. Это находит выражение, например, в прямом уклонении испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препятствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотив а ции путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. 'Включение' игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов.

Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. Кроме того, в компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая компонента может служить отвлекающим, разнообразящим или поощряющим фактором д л я тестируемого.

Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сразу много психических качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр компьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на одном действии испытуемого, отражающим определенно е психическое свойство. В результате игровой тест становится более однообразным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути д л я преодоления этого недостатка. [4, 24] Современные информационные технологии Базы психодиагностических данных В настоящее время многие результаты психодиагностических экспериментов, проводимых отдельными исследователями и науч ными коллективами, после завершения анализа, соответству ю щего локальным целям их сбора, зачастую утрачиваются. В связи с этим, например, в области медицинской психодиагностики, несмотря на многолетние и многочисленные исследования больных, осуществляемые клиническими психологами и врачами, как в практических, так и научных целях, отсутствуют достаточные статистические данные даже для наиболее употребляемых психологических тестов ( MMPI , 16Р F Р .Кеттелла, тест рисуночных ассоциаций Розенцвейга, шкалы памяти и интеллекта Векслера и др.). Такого рода данные д л я отдельных нозологических, синдромальных и других категорий больных обычно приводятся в ограниченном виде лишь в научных публикациях. Затем они рассеиваются и практически теряются. Одной из актуальных задач компьютерной психодиагностики является организация специальных систем для хранения разноплановой и разнородной экспериментально-психологической информации, в которых реализуются процедуры сортировки и поиска данных на запросы различной сложности. Такие системы носят название систем у правления базами данных (СУБД). [8 ,120] И х основная задача заключается в унификации внутреннего представления информации и устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. СУБД позволяют, во-первых, систематически накапливать и хранить практически неограниченные объемы как экспериментально-психологических, так и других релевантных целям психодиагностики данных. И, во-вторых, базы данных дают возможность проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов, в частности, получать их для однородных по интересующим параметра м выборок и проверять выдвигаемые статистические гипотезы. Также наличие СУБД создает предпосылки для широкого использования в психодиагностике экстенсионального подхода, основанного на принятии решения путем сравнения с прецедентами из множества хорошо изученных случаев диагностической практики.

Анализ данных Психологу, оснащенному современным высокопроизводительным компьютером, становятся доступны гораздо более сложные операции с информацией, чем при ручном эксперименте. Сюда относится, например, оперативная реализация широкого спектра раз л ичных трудоемких процедур д л я расчета дополнительных шкал, индексов, вспомогательных показателей и т.п. Но главным является возможность развития подходов, которые принципиально были ранее не доступны.

Иллюстрацией качественно новых ре з ультатов в психодиагностике может служить тот факт, чт о применение персо н альных компьютеров дало мощный импул ь с для развития и практического применения методов ' идеографического подхода , получившего название ' субъективная парадигма анализа данных ' . Реконстру кц ия субъективного семантического пространства в этом подходе про изводится с помощью процеду р кластерного и факторного анали за, а также алгоритмов многомер н ого шкалирования и масштабирования, требующих больших объ е мов вычислений.

Другая иллюстрация — развитие экстенсионального подхода, основанного на принятии диагностических решений относительно исследуемого объекта посредством его сравнения с диагностическими прецедентами.

Реализация этого подхода возможна тол ь ко с использованием высокопроизводительной компьютерной техники, так как он связан с применением трудоемких алгоритмов констру и рования информативных описаний прецедентов, нахождения мер для сравнения объектов и опр е д е ления оптимальных композиций диагностических прецедентов. Еще одним немаловажным фа к тором, существенно влияющим на качество психодиагностически й решений, является использование колоссал ь ного потенциала, заложенного в компьютерной когнитивной графике.

Функция когн и тивной график и заключается в наглядном графическом представл е нии тех или иных особенностей анализируемой информации, что является эффективным средством для прямого воздействия на процесс интуитивного образного мышления исследователя и практического специалиста. [ 1,250] Интеллектуальные системы Развитие компьютеров вступило в этап, когда они начали активно брать на себя разл и чные функции, традиционно считавшиеся прерогативой интеллектуальной деятельности. С одной стороны этому способствовало техническое совершенствование компьютеров (улучшение технологической базы и архитектуры, повышение производител ь ности и надежности, уменьшение габаритов и стоимости). С другой — к этому вели р а зработки, например, в области игровых программ, доказательства теорем, распознавания образов, машинного перевода, автоматического реферирования, информационного поиска, сочинения текстов и музыки и други е разработки, приводя щ ие к резул ь тат а м или моделирующие процесс получения результата в отдельны х видах деятельности человека.

Главным фактором, послужившим стержнем для становления индустрии интеллектуальных с и ст е м, я в илос ь перен е сение акц е нта с разработок компьютерных выч и сл и т е л ь ных программ на программы, осуществляющие представление и манипул и рование знаниями из актуальных предметных областей. [7 ,83] В психологии выделяют следующие основные типы прикладны х интеллектуальных систем. 1. Интеллектуальные информационно-поисковые системы (ИИПС). В отличие от СУБД эти системы обладают способностью понимать недостаточно четко сформулированные вопросы.

Другая особенность ИИПС заключается в их способности осуществлять автоматическое реферирование и анализ состояний противоречивости и неполноты фрагментов знания, что обусловливает возможности ИИПС 'переваривать ' и накапливать огромны е количества информации из самых разнообразных источников. 2. Экспертные системы (ЭС) предназначены, главным образом, для решения практических задач, возникающих у специалиста, работающего в плохо стру к т у рированной и трудно форма ли з у емой предметной области. Они способны аккумулировать профессиональные знания квалифицированных экспертов о ситуации психологического эксперимента, особенностях об ъ екта и, может быть, личности самого экспериментатора и могут служить полезным инструментом, содействующим повышению точности психодиагностики и эффективности планирования психотехнических мероприятий. [13 ,200] 3. Обучающие системы, которые нередко называют тьюторами (англ. tutor - обучать), являются разновидностью экспертных систем.

Основной особенностью тьюторов является их способность давать обоснованные, методически эффективные для обучения объяснения с адаптивной степенью детализации по рассматриваемым диагностическим решениям. В заключение данной работы крат к о охарактеризуем компьютерные психодиагностические системы, предназначенны е для провед е ния комплексных экспериментов. Эт и эксперименты могут преследовать практическ и е, исследовательские и смешанные цели. В практических целях специальные средст в а компьютерных систем позволяют оформлять набор пс и ходиагностических методик, результаты которых отражают различные стороны психики испытуемых в виде батареи тестов. Ед и ное информац и онное обеспечение батареи тестов в рамках компьютерной системы ч асто служит основой для синтеза интегральных пс и ходиагностических показателей.

Целями исследований является изучение новых закономерностей психических феноменов с помощью известных психодиагностических методик и конструирование нового инструментария психодиагностических измерений. Для достижения указанных целей в исследовательских компьютерных системах функционируют средства формирования вербальных и невербальных, статических и динамических тестовых стимулов, задания порядка их предъявления испытуемым, определения регистрируемых параметров психодиагностического эксперимента и описания алгоритмов вычисления тестовых оценок. Эти средства представлены в исследовательских компьютерных психодиагностических системах в виде метаязыков и так называемых настраиваемых оболочек, позволяющих экспериментатору конструировать и корректировать психодиагностический тест, не прибегая к услугам профессионального программиста. Кроме того, в данных системах предусматриваются средства архивирования экспериментально-психологической информации, манипулирования с ней и статистического анализа психодиагностической информации. Вывод Проведя исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, автор нашел возможным создание систематического описания отрасли.

Однако структура компьютерной психодиагностики, предложенная в данной работе, не охватывает некоторых ее аспектов.

Например, ограничение использования компьютера в психодиагностике не отражено в исследовании, что объясняется, опять таки, молым опытом применения новых технологий и слабой степенью систематизации этого опыта, по крайней мере, в отечественных работах, что в свою очередь ставит целый ряд открытых вопросов для дальнейшего изучения.

Систематизированная информация приведенная в данной работе четко прказыввает, что компьютерная психодиагностика сделала лишь начальные шаги на том пути, для движения по которому, ограничения практически не просматриваются, и ясна общая методология совершенствования формализованной психодиагностики. Такое совершенствование, конечно, во многом определяется развитием компьютерной техники и математического обеспечения компьютеров.

Однако развитие компьютерной психодиагностики также существенно зависит и от подготовки, и от адаптации для компьютеров богатства знаний как собственно психодиагностических, так и общепсихологических, имеющих отношение к психодиагностике.

оценка аренды в Москве
оценка грузового автомобиля цена в Калуге
оценка нематериальных активов в Туле

Подобные работы

Внимание

echo "Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять с

Особенности психофизиологических процессов личности в период "середины жизни"

echo "Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей. Вместе с тем процесс развития продолжается во

Память: условия и особенности форм

echo "Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются пам

Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом

echo "Эволюция взглядов З. Фрейда.....................…........................ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА..................................….................... 2.1. Слу

Психология конфликта

echo "Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столк

Психология юности

echo "Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей право

Воздействие рекламы на телевидении на сознание потребителей

echo "Определенные категории людей относятся к рекламе по разному, это обусловлено: воспитанием, образованием, различным социальным положением. Для повышения эффективности рекламной компании необходим

Личностные качества педагога

echo "Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводит

 
© 2011-2012, e