Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Космическая педагогика К. Вентцеля

Космическая педагогика К. Вентцеля

Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским , А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.

Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни» (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной.

Трактуя новую философию религии как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека, которое допускает бесконечное разнообразие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля , она должна была строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории, ведущих к прогрессивному ос/ щегтапению высших ирс.э-СТ&&ННЫХ и общечеловеческих идеалов. По ? смь;с'у Вентцеля , культ должен был дь^ггься тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Формулирую психолого-педагогические оа-юьы ;- ювой рег.игии / он утверж-д (1л, что в Культе творческой личности БсзжнеЙ!ь'ую роль буде1 и.^хпь Культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет хсрОг-тер свежести и ^ ро.^ т молодости В Культе Ребенка Вентцель в^дег : ту субстанцию, которсж не дает человечеству стариться, придает е мыспюель постоянно подчеркивал, что эти формь .' Культа не будут иметь {^ ичепэ общего с культами старых религий, они будут служить только самым чисгым , естестве! ! ным и свободным ьь.рох.сиием любвя , уверения »' благоговения, которое вызывает у :-юс Вселенная и Ребенок,- кок снежный ростог той личности, из котор-ой должно ьырости Творческой Личность при заботливом уходе и нцдпежощем воспитании» ( Ниучный ор^в РАО^ Ф. 23, оп. 1, ел хр. 1, п. 468-469). Вэнтцель был одновременно и прозорпиз!:^ и в достаточной степени наивным челоаеком . Он совершенно отчетливо представлял, что происходит в строне после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье «Религия и нравственносты »: йИстория последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ людей, одержимых манией спасения людей для земного цсрсг&а и для достижения этой цели, подобно фанатикам регшгиозной веры. не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже ужасиых праступлений , которые только загипнотизирован ны ?»« людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками» ^Научный архив РАО, ф. 23, оп. }, ед. хр. М, л. ] ]2^. И, вместе с тем, Вентцель зимой ^922 г. начал читать курс лекций по Релипчи Творческой Жизни в Воронежском университете.

Разумеется, долго этого «безобразия» терпеть не могли.

Последовали доносы и в партийном официозе «Воронежская ко.^муна » в начале февраля 1922 г. было опубликовано выступление «коммуниста-атеиста тов. Божко-Божинскси о».. который говорил о том, что бентцель «находится в резком противоречии с революционной практикой. Само собой разумеется, — продолжал он, — мы не должны принять его теорию, а отбросить как негодную, вредную и реакционную утопию, не способную помочь организации наших сил, которая направлена на то, чтобы переделать мир.

Теория Вентцеля содействует контрреволюции, она организует ее силы. Она собирает силы в интересах буржуазии и направлена на распыление сил пролетариата. Это убаюкивающие сказки для взрослых людей, которые не успевают шагать вместе с историей и безнадежно от нее отстают.

Скажите, что это такое, как не бредни. Как не вера предков, которая давно должна быть сдана в архив.

Поскольку Вентцель убежден в правильности и осуществимости своей теории и вместе с тем искренне желает свободы всему человечеству, мы ему лосозй^свели бы отправиться дня ее проповеди. на «на другой берег»/' в лагерь буржуазии». Хотя намек звучал довольно прозрачно, 65-летний философ не уехал за границу, а вернулся обратно в Москву/ где сумел переиздать несколько своих ранних дореволюционных книг. С 1924 г. Вентг.ель прекратил все попытки открытых публикаций и целиком отдайся научной работе «в сгол ». Во второй половине 20-х и в ЗО-о годы в обстановке .все более усиливающегося тоталитаризма Вентцель пишет ряд работ — «Проблемы космического воспитания» (1925 г.), «Философия творческой воли» (1937 г.), «Лучи света на пути творчества» (1937 г.) и др., — в которых развивает теорию нового направления в воспитании — космическую педагогику.

Вентцель был убехзден , что поскольку человек представляет часть вселенной, космоса/ постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека е качестве члена Космоса/ как гражданина Вселенной. Он пришел к выводу/ что должно осуществляться специальное космическое воспитание и должна существовать специальной отрасль антропологии — космическая педагогика в рамках которой проблема соспитания трактуется с совершенно особой точки зрения.

Космическая педагогика имеет свои специфич ные цели и требует особых приемов и методоз для их достижения. Пс его мнению, новую культуру можно строить только на косу,ичэа и^ базисе. При этом он подчеркивал примат социальной педагогики над индивидуальной, а космической — над социальной, поскольку космос/ по мнению педагога-философа, это целое, а человеческое общесгво — его часть.

Вентцель трактовал космос кок целостное единство вселенской жизни.

Составными частями космосе я&ляются человеческие индивиды. По его замыслу, высшей задачей космического воспитания является развитие в ребенке космического самосознания, то есть сознания самого себя как нераздельной части космоса/ поэтому цель космического воспитания состоит в том/ чтобы довести до осознания общность с?.оей жизни с жизнью космической, до понимания того, что он представляет единое, нераздельное целое со всем космосом Эта субстанция развивается в определенном направлении, и творческая личность принимает участие в процессе развития космической жизни.

Основой космического воспитания Вентцель считал естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. В связи с эт »;м важнейшей задачей ставилось довести до сознания воспитанника единство своей личной жизни, с жизнью социума, с жизнью всего космоса.

Реализация этой задачи означала бы сделать для ребенка возможным поставить себе в качестве важнейшей нравственной цели утверждение, расширение и углубление своей личности. Перед педагогами ставилась задача обеспечить полное и совершенное слияние воспитанника с творческим космосом и наиболее полное его участие в-возвышении космоса на все более и более высокой ступени развития.

Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравственному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил 16 мысль о том, что с/ щность нравственного воспитание должна сос о?.ть не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны кик бы «произрос тать» изнутри каждого ребенка.

Сходных &зглядое Ве-тцель проезживался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден/ что ни одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку, что религиозны?, убеждения могут и должны формироваться исключительно ни основе литого ог.ьто . Идеи космизма сформировались и стали пог ./ лярны ' ту э.юху , когда великие цивилизации Зопада и Востока во многом ис^ерпал^ себя и вступили в полосу кризиса, когда апокалипсис XX века разразился первой мировой войной, когда небывало обострил», сь ^^. лссорые и национально колониальные противоречия, вылившиеся е золну социол^:ых рооолюгий и освободительных движений. Это было зрел.я , когда лучшие умы челове-чесгва поставили в повестку дня вопро-:ы о необходи.- хти синтеза многообразных форм культурной жизни, Т1юд^и«'- й различ.чъ » х народов и цивилизаций, о создании единого духоа'ого пространства, г со/лом человечестве как планетарном явлении, должном осозисео-ъ себя 4: масштабе Космоса.

Именно в этом направлении развив-т свей иде^ один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той зпох,- ., - о^патель антропософии и всемирно известной вападорфской гюдагогмки Рудольф Штейнер.

Вальдорфская педагогика, опироб^с-яся нс онтропосо-Ьию , провозгласила своей целью воспитание человека ': новой телео-юстыо , душевностью и духовностью. Она явило собой своеобра^ньж эзотерический вариант модели свободного воспитания.

Вальдорфскоя педогсх-ик-о з ксчетгве своего глазного принципа провозгласила свободу, стремясь чр . аести ученн-ка , который сом и является главным источником для формирования ноли, содержания и способов образования, к сг.ободному самоопределению. Прл этом и ребенок, и его развитие, и педагогическое руководство эти/л процессом воспринимались в контексте многообразных конкретных метаморфоз (трансформаций) различных жизненных и духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал свои идс-я , двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.

Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве. А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: «Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким потоком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное» Последний есп.песк надежды что-то изменить в окружающей -эго общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публикацией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию «Известий», в котором предлагает построить систему образования в духе идеи азто-омии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государственных структур.

Чрезвычайно ^актуальными» в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля , связанные с предоставлением «права свободной критики высших законодательных и правительственных учреждений и лиц», не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности «безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать.

Необходима, — утверждал он, — амнис^я всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время б местах заключений и ссылке» (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить/ что после такого письма Вентцель остался на свободе. Как крик души, кок попытка ответить на вопрос/ каким же образом » эреодолеть окружающий его ужас/ звучат слова Вентцеля / записанные им в страшном ! 937 г.: «Человек/ обладающий Космическим Сознанием/ необходимо будет нравственны/л Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому/ кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу/ Человечеству и составляющим его людям/ а рассматривает себя как составляющего с н«1м одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» (Научный архив РАО, ф. 22^ оп. 1..д. 16, л. ^9]. Каким же утопичным может показаться это утверждение! Однако продуктивность идей космического воспитания/ быть может/ неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание/ обогащаются/ находят все больше сторонников. Вот/ например/ строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой «Идеи космизма в воспитании»: «Воспитание космического сознания человека является ныне/ в период обострения экологической/ термоядерной/ демографической/ производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным условием выживаемости человечества/ требующим своего безотлагательного решения прежде всего в нашей стране» (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа/ руководителя ВНИК «Образование Беларуси» М. Гусаковского .»0н последовательно стремится синтезировать идеи «гуманистической педагогики» американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания « самореализующейся личности» немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова , которые по сути являются современными попытками модификации многих ключевых идей свободного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и 18 развиваемые Вентцелем . Вместе с тем М. Гусажовский > юстоивоет на необходимости воспитания человека, обладающего плонетсрным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющ& --»^ ся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние человека и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою '«самость?», самоопределиться и реализовать себя.

независимая оценка аренды помещений в Туле
оценка аренды в Липецке
независимая экспертиза грузовых автомобилей в Белгороде

Подобные работы

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения математике

echo "Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Обращаясь к отечес

Фольклор и его значение в воспитании детей

echo "Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты со

Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега

echo "Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег - «учитель немецких учителей», педагог-гуманист………………………………………………...…..4 1.1. Смысл гуманистической педагогики.….…... ………………..…......4-5 1.2. Жизненный и творч

Страхи и тревожность

echo "Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции/ В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тре

Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской

echo "Личностно-ориентированное развивающее обучение…………….9 2.1. Модели личностно-ориентированной педагогики…………..9-12 2.2. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения……………………………………

Развитие образной речи старших дошкольников на основе произведений и фольклорного жанра

echo "Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое з

Дидактика

echo "Функции дидактики : 1- Теоретическая 2 – практическая . Основные категории дидактики : Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация

Система образования в Ирландии

echo "Ежегодно более 100 тыс. студентов из-за рубежа приезжают в Ирландию учить английский язык, тысячи иностранцев учатся в ирландских школах и университетах. Среднее образование К учебе в школе, ка

 
© 2011-2012, e