Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

Вопрос: «Сколько собственно фортепианных сонат написано Моцартом?» В курсе «ИФИ» следует обратится к основному учебнику: Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» Учебник в 3-х частях. Ч. 1 и 2 изд., доп. – М: Музыка; 1988. – 415 с., нот. ISBN 5-7140-0195-8. Процитируем параграф 3 стр.101: «Собственно фортепианных сонат у Моцарта 17. Кроме того, в собрании его сочинений обычно включаются две F - dur ’ ные сонаты, составленные (по-видимому, не автором) из различных моцартовских произведений». Источник вполне компетентен. Во-первых – данный учебник утвержден в списке рекомендованной литературы учебной программы «История фортепианного исполнительства» Министерства образования и науки Республики Казахстан по специальности 0604002.01 (фортепиано). Вовторых сам факт компетентности автора учебника: Справка: Алексеев Александр Дмитриевич (род. в 1913 г. г.Москва) – рус. сов музыковед, проф. Муз.-пед . ин-та им.

Гнессиных , д-р искусствоведения.

Источник: Энциклопедический Музыкальный словарь (составители: Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский) – Москва – 1966 год.

Казалось бы, информация исчерпывающая.

Однако откроем двухтомное издательство фортепианных сонат Моцарта: «Вольфганг Амадей Моцарт.

Сонаты для фортепиано в двух томах под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана том II – Ленинград, Музыка, 1983». В редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана представлено 19 сонат В.А.Моцарта. В нашем случае существует два противоречия со ссылкой из различных источников. Проще говоря: «Написано 17 фортепианных сонат, а играем 19 фортепианных сонат». Как сложилось данная нестандартная ситуация? Разберемся в этом, открыв II - й том фортепианных сонат Моцарта редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана . Все сонаты снабжены «Указателями произведений В.А.Моцарта по Кёхелю ». Обратим свое внимание к сонатам под номерами 15 и 17 (обе F - dur ’ ные сонаты). Редакторы присваивают следующие номера по Кёхелю : №15 ( Мартинсен и В.Вайсман ): К. № 533/494 – Вена, 1786 и (!) 1788 №17 ( Мартинсен и В.Вайсман ): К. № 547а – Вена, 1788 В споре двух сторон решает третья.

Обратимся к еще одному источнику. Речь пойдет – я цитирую комментарий к книге – о «фундаментальном исследовании, являющимся памятником мирового классического музыкознания» – Аберт Г. «В.А.Моцарт»., © Издательство «Музыка», 1985 г. Во второй книге /часть 2-я/ ISBN 5-7140-0215-6 приводится «Указатель произведений В.А.Моцарта по Кёхелю » (стр. 512 – 543). Найдем № 533 (стр.533). Читаем: Allegro F - dur и Andante F - dur для фортепиано.

Обратимся к номеру 494 (стр.531). Читаем: Рондо F - dur для фортепиано.

Заметим: в обоих случаях речь не идет о фортепианной или клавирной сонате! Речь идет о самостоятельных клавирных произведениях, номера которых соответствуют ссылкам редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана к одной и той же сонате – как ее нам представляют редакторы – под № 15. Аберта : «… наиболее отчетливо проявляется стиль этого периода в двух написанных в сонатной форме фортепианных пьесах – Allegro F - dur и Andante B - dur ( KV 533), которые по неизвестным причинам не были доведены до обычного для Моцарта трехчастного сонатного цикла» (курсив цитаты сохранен) . Далее следует сноска (стр.159 указанного выше исследования) самого Аберта : «В более поздних изданиях они были объединены с рондо F - dur ( KV 494) в полную сонату». Причем, напомню: что по Кёхелю у указанной сонаты (если ее так называть) нет индивидуального номера – есть № 533 и № 494 ( Allegro F - dur и Andante F - dur для фортепиано и Рондо F - dur для фортепиано). То есть вместо одной фортепианной сонаты – два самостоятельных произведения для фортепиано! *** Что касается номера 547а, то здесь на стр.543 указанного исследования Аберта , Кёхель делает ссылку: «см. KV Anh . 135». Обратимся (стр.539) к данному номеру: это соната F - dur для фортепиано. По этой сонате в редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана в предисловии читаем: «… Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по Кёхелю , которую следует рассматривать по Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547 и рондо фортепианной сонаты К. № 545, снова включена в настоящее издание…». Достаточно сравнить Rondo сонаты C - dur («Легкая соната» по Кёхелю № 545) редакции фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана (стр.117) и Allegretto сонаты F - dur (стр.130) – можно убедится в их схожести, если даже не в одном первоисточнике.

Аберту (стр.158 в указанном выше источнике). «Обе завершенные фортепианные сонаты, созданные в это время, – C - dur ( KV 545) и B - dur ( KV 570)…» (курсив цитаты сохранен) . Я намеренно прерываю цитату, чтобы обратится к порядку фортепианных сонат Моцарта под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана . В последовательность сонат C - dur ( KV 545) и B - dur ( KV 570) «просочилась» соната F - dur ( KV Anh . 135). И вот вновь сноска Аберта (стр.158 в указанном выше источнике) о фортепианной сонате C - dur ( KV 545): «Ее последняя часть была позднее кем-то посторонним объединена с первой частью скрипичной сонаты F - dur ( KV 547). Таким образом возникла еще одна фортепианная соната ( KV Anh . 135)». Конец цитаты.

Выделение – мое (прим. В.В.) Но не менее интересен и следующий факт, в отношении сонаты B - dur ( KV 570), изложенный Абертом (стр.158 в указанном выше источнике): «В печати к ней была произвольно добавлена скрипичная партия». Как говорится – без комментариев.

Случайно или нарочно были произведены такого рода «путаницы» – я не могу пока ответить. Не умалив достойное имя В.А.Моцарта, мы пришли к выводу: тех двух сонат, которые «подарили» нам от имени великого композитора составители Мартинсен и В.Вайсман у Моцарта не существовало.

Вернее, данная музыка существовала не как фортепианные сонаты.

Отбросив две сонаты из девятнадцати, мы получим число семнадцать: ровно столько собственно фортепианных сонат, написанных Моцартом для клавира (фортепиано). Далее привожу список собственно клавирных сонат, найденных мною у Кёхеля : 1. KV 279 Cdur 2. KV 280 Fdur 3. KV 281 B - dur 4. KV 282 Esdur 5. KV 283 Gdur 6. KV 284 Ddur 7. KV 309 Cdur 8. KV 310 a-moll 9. KV 311 Ddur 10. KV 330 Cdur 11. KV 331 Adur 12. KV 332 Fdur 13. KV 333 Bdur 14. KV 457 c-moll 15. KV 545 Cdur 16. KV 570 Bdur 17. KV 576 Ddur Также имеется номер KE 547 a F - dur со ссылкой на KV Anh . 135 – о ее «возникновении» мы уже узнали у Аберта . Я считаю совершенно правильным утверждение Алексеева А.Д. о количестве написанных Моцартом сонат – собственно фортепианных сонат Моцарт написал 17. Тем не менее, я допускаю возможность исполнения большего количества произведений, которые В.А.Моцарт писал и не как клавирные/фортепианные/ сонаты.

Прекрасная музыка должна звучать не переставая! *** Цель моей работы: не «обеднить» мировую звуковую сокровищницу, «изъяв из ее рядов» два произведения. Эти произведения звучат и без права называться фортепианными сонатами Моцарта, звучат они и как сонаты Моцарта, или как Allegro F - dur , Andante B - dur , Рондо F - dur … Дело не в этом.

Студенты имеют право на исполнение сонат №№ 15 и 17 по редакции Мартинсен и В.Вайсман (да и других составителей). Просто необходимо объяснить ученику спорность происхождения этих произведений, как собственно фортепианных сонат Моцарта.

снижение стоимости в Белгороде
оценка недвижимости цена в Смоленске
оценка комнаты в коммунальной квартире в Курске

Подобные работы

О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта

echo "Вопрос: «Сколько собственно фортепианных сонат написано Моцартом?» В курсе «ИФИ» следует обратится к основному учебнику: Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» Учебник в 3-х частях. Ч.

О количестве фортепианных сонат Моцарта

echo "Вопрос: «Сколько собственно фортепианных сонат написано Моцартом?» В курсе «ИФИ» следует обратится к основному учебнику: Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» Учебник в 3-х частях. Ч.

Краткая характеристика золотого века рок-музыки

echo "Сейчас, даже трудно проследить, сколько различных направлений и стилей современной музыки зародилось именно в то время. Музыканты, щедро разбрасывающие зерна экспериментов в плодородную почву к

Психологические особенности подготовки пианиста к концертному выступлению

echo "Анализ ошибок исполнения заставил меня обратить особое внимание на психологическую сторону подготовки к выступлению на сцене. Цель работы : научить молодых музыкантов избавляться от негативных м

 
© 2011-2012, e