Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Проблема Курильских островов в отношениях СССР/России и Японии во второй половине XX-нач. XXI вв.

Проблема Курильских островов в отношениях СССР/России и Японии во второй половине XX-нач. XXI вв.

Соглашение трёх Великих Держав по вопросам Дальнего Востока было подписано 11 февраля 1945 года руководителями СССР, США и Британии на Крымской ( Ялтинской ) конференции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года.

Данное Соглашение носило секретный характер и было впервые опубликовано в феврале 1946 г.

Крымское соглашение предусматривало, что « Руководители трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Британии - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии: а) возвращения Советскому Союзу южной части о.

Сахалин и всех прилегающих к нему островов... 3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов». ...Главы Правительств Трёх Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией». Таким образом, по настоящему Соглашению СССР обязался вступить в войну против Японии, а США и Британия обязались удовлетворить претензии СССР на Курильские острова и южную часть о.

Сахалин, то есть, по крайней мере, признать суверенитет СССР над вышеназванными территориями.

Необходимо обратить внимание на неточность употребления термина « передача», так как речь может идти лишь о требовании к Японии передать Советскому Союзу данные территории либо о признании США и Британией суверенитета СССР над ними.

Потсдамская декларация была принята 26 июля 1945 года в форме Заявления глав правительств США, Британии и Китая в ходе работы Берлинской ( Потсдамской) конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 года.

Декларация предусматривала положение о том, что « условия Каирской декларации будут выполнены, и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем ». Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции – утратой Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву №677 от 29 января 1946 г. с указанием, что из-под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.

Советский Союз присоединился к Потсдамской декларации 8 августа 1945 года. Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года. Он предусматривал безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и содержал обязательство Японии о выполнении ею условий Потсдамской декларации: « Настоящим мы даём обязательство, что японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которых в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Сан-Францисский мирный договор был подписан 8 сентября 1951 года (вступил в силу 28 апреля 1952 г.) в ходе работы Сан-Францисской Конференции, проходившей с 4 по 8 сентября 1951 г. с участием представителей 51 государства. В данном Договоре юридически закреплён отказ Японии от прав и притязаний на некоторые территории, что является мерой ответственности последней за совершение актов агрессии.

Достаточно своеобразной является конструкция статей Договора о территориальных разграничениях. Так, в ст. 2 вышеназванного Договора указывается: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому Договору от 5 сентября 1905 года». Япония признала также « полную силу всех договоров заключенных Союзными Держава м и в настоящее вре м я или в будуще м , для прекращения состояния войны, начатой 1 сентября 1939 года, а также любые другие соглашения Союзных Держав, заключённые для восстановления мира или в связи с восстановлением мира ». Советский Союз, а также Польша и Чехословакия, принимавшие участие в мирной Конференции, Сан-Францисский договор не подписали. В Ноте Правительству США о мирном договоре с Японией от 10 июня 1951 года отмечалось, что «как для Советского Союза, так и для других стран, заинтересованных в обеспечении прочного мира на Дальнем Востоке, важнейшее значение имеет вопрос о том, чтобы Япония не стала снова агрессивным государством, чтобы предупредить возрождение японского милитаризма». СССР считал, что в американском проекте этого не гаранторовалось. Из текста Сан-Францисского мирного договора ясно следует указание на государство, к которому переходят Южный Сахалин и Курильские острова, поскольку последние указаны в одном пункте с Сахалином, который возвращался Советскому Союзу как государству, являвшемуся владельцем данного острова до заключения Портсмутского договора, а также потому, что сама конструкция Договора 1951 г. такова, что отходящие от Японии территории группируются в нём в зависимости от того, какому государству они должны принадлежать.

Примечателен, тот факт, что в ответе Премьер-министра Японии С. Иосиды на запрос члена специального комитета по мирному договору и договору безопасности Палаты Представителей японского парламента Эйити Нисимура от 17 октября 1951 г. о целесообразности постановки вопроса о правах Японии на Курильские острова и Южный Сахалин перед международным судом подчеркивалось: «Согласно положению, содержащемуся в мирном договоре, Япония отказалась от суверенитета и правооснований на Курильские острова , Сахалин и другие территории… понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные… Следовательно, я думаю, что в отношении того, как с ними поступить, Япония не имеет теперь права вмешиваться». В ответ на упрёки националистов, Нисимура ответил в Парламенте, что «утрата суверенитета влечёт для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории». В тот же день, 8 сентября 1951 года, между США и Японией был заключён Договор Безопасности. В силу статьи 1 указанного Договора « Япония предоставляет и Соединённые Штаты Америки принимают, по вступлении в силу мирного Договора и настоящего Договора, право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё». Фактически же Курильские острова были полностью заняты советскими войсками летом 1945 г. 18 августа 1945 г. они высадились на остров Шумшу, тем самым начав операцию по освобождению от Японии Курильских островов, которая завершилась занятием острова Кунашир.

Группа островов Хабомаи была занята 2-4 сентября 1945 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. вся земля, включая недра и воды, на территории Южного Сахалина и Курильских островов была объявлена государственной собственностью СССР с 20 сентября 1945 г. и на этой территории образовывалась Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1947 г. была образована самостоятельная Сахалинская область «включающая весь Сахалин и Курильские острова». Поворотной вехой в отношениях СССР и Японии стало 19 октября 1956 г., была одобрена Совместная декларация СССР и Японии. Она предусматривала положение о том, что СССР, « идя навстречу пожеланиях Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Данная Декларация была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и Правительством Японии 8 декабря 1956 года в качестве международного договора и вступила в силу 12 декабря 1956 года в день обмена ратификационными грамотами.

Являясь источником международного права, Декларация носит юридически обязательный характер для обеих сторон. Кроме вышеназванного обязательства СССР, Декларация констатировала прекращение юридического состояния войны между СССР и Японией, установление дипломатических и консульских отношений, необходимость развития сотрудничества. Таким образом, совместная советско-японская декларация 1956 г. представляла собой одностороннюю добровольную уступку части территории СССР Японии ради установления с ней нормальных дружественных отношений и стабильности на Дальнем Востоке. Из текста Декларации следует, что факт заключения мирного договора повлечёт юридическое обязательство России как продолжателя СССР фактически передать остров Шикотан и острова Хабомаи японской стороне. По итогам официального визита в СССР Премьер-министра Японии Какуэя Танаки 10 октября 1973 г. было принято совместное советско-японское заявление, которое было подписано с советской стороны Председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным и министром иностранных дел А.А. Громыко, а с японской - Премьер-министром Японии К. Танакой и министром иностранных дел А. Охирой.

Данный визит явился важной вехой в деле нормализации и укрепления советско-японских отношений, в особенности после подписания Совместной декларации 1956 года. В указанном Заявлении подчёркивалось: ' Сознавая, что урегулирование нерешённых вопросов, оставшихся со времён Второй Мировой Войны, и заключение мирного договора внесёт вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими странами, стороны провели переговоры по вопросам, касающимся содержания мирного договора. Обе стороны договорились продолжить переговоры о заключении мирного договора между обеими странами в соответствующий период 1974 года». Стороны также обменялись мнениями относительно путей расширения экономического сотрудничества между СССР и Японией, которое должно осуществляться в возможно более широких областях на основе принципов взаимной выгоды и равенства. В ходе визита японского Премьера помимо Совместного заявления министрами иностранных дел обеих стран были подписаны также Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о научно-техническом сотрудничестве; письма об обмене учеными и научными работниками, о распространении информационных материалов, об обмене официальными печатными изданиями, а также Конвенция между правительством СССР и Японии об охране перелётных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания.

Переговоры и консультации проводились также в ходе официального визита в СССР министра иностранных дел Японии К. М иядзавы 15-17 января 1975 г., официального визита в Японию министра иностранных дел СССР А.А. Громыко 9-13 января 1976 г.

Несмотря на это переговоры о заключении мирного договора между СССР и Японией носили непостоянный характер и осложнялись глубокими противоречиями в подходах к урегулированию территориального спора.

Вплоть до начала 1990-х гг. позиция советского правительства относительно территориальных претензий Японии твердо состояла в том, что «территориальный вопрос между СССР и Японией решён и закреплён соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться». Наиболее чётко эта позиция была официально изложена заместителем министра иностранных дел СССР Игорем Рогачёвым. В статье, опубликованной в «Известиях» 24.04.1989 на основе подробного анализа фактов и документов он пришёл к выводу, что: а) приоритет открытия и освоения Южных Курил принадлежит нашей стране; б) в то время, когда эти острова принадлежали Японии, она использовала их как плацдарм для агрессии в отношении соседних государств, в частности, для нападения на Перл-Харбор в 1941 г. и на советские мирные суда в течение Второй Мировой Войны, когда действовал советско-японский пакт о нейтралитете; в) Япония как государство-агрессор во Второй Мировой Войне на основании решений стран-победительниц была лишена части территории, в том числе и всех Курильских островов, в качестве наказания за эту агрессию; г) пересмотр этих решений будет означать пересмотр итогов Второй Мировой Войны, что «...чревато потенциальной опасностью внесения ненужных деструктивных элементов». В то же самое время было подтверждено стремление Советского Союза развивать сотрудничество на основе равенства и взаимной выгоды, а также «зафиксировать послевоенные границы между Советским Союзом и Японией». Начало признание наличия территориального спора нашей страной и акцент на переговоры с Японией как на главное средство разрешения территориальной проблемы приходится приблизительно на 1988 - 1990 гг.

Данный период характеризовался некоторым сближением позиций двух стран по рассматриваемо е вопросу. Ещё в январе 1986 г. состоялся первый визит министра иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе в Японию. В декабре 1988 года в ходе второго официального визита была достигнута договоренность о возобновлении официал ь ных переговоров о заключении мирного договора , причём не на временной, а на постоянной основе ( как это было в 1955-1956 гг.). Д л я этих целей в 1988 году была создана специальная постоянно действующая рабочая группа, которая фактически начала работу с м арта 1989 года. А 29 апреля 1989 г. заместитель м инистра иностранных дел СССР И. А . Рогачев и заместитель м инистра иностранных дел Японии Т. Курияма провели в М оскве второе заседание постоянно действующей рабочей группы по мир но м у договору м ежду СССР и Японией. 18-19 декабря 1989 г. такая же встреча и заседание состоялись в Токио. Тем не менее, данный этап оли ц етворял собой и существенные противоречия в позициях и подходах двух государств к урегулированию территориальной пробле м ы.

Японская сторона продолжала настаивать на том, что наша страна незаконно оккупировала Курильские острова. Эта позиция была выражена, например, в заявлении Кабинета министров Японии от 19 сентября 1989 г., в которо м речь шла о фактическо м запрете поездок японских граждан на Курильские острова. У скорение подготовки ми рного договора и существенное расширение научно-технического и иного сотрудничества между Россией и Японией продолжалось приблизительно весь 1991 год . Начальная фаза данного этапа была заложена в ходе официального визита в СССР министра иностранных дел Японии Таро Накаям ы 21-23 января 1991 г. и официального ви з ита в Японию м инистра иностранных дел СССР А.А. Бессмертных 29-31 марта 1991 г., во время которых министры продолжили переговоры, касающиеся заключения советско-японского мирного договора. Была достигнута договоренность о проведении очередного заседания рабочей группы по данному вопросу в феврале 1991 года.

Главным событием этого этапа стал официальный визит в Японию П резидента СССР М.С. Горбачёва 16-19 апреля 1991 г., в ходе которого было принято Совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 г. и подписан целый ряд советско-японских документов.

Совместное заявление констатировало, что « П резидент СССР М.С. Горбачёв и Премьер-министр Японии Тосики Кайфу провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией , включая проблему территориального разме ж ева н ия, с учето м позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп». Было от м ечено, что « мирный договор должен стать доку м ентом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной пробле м ы, открыть долгосрочную перспективу советско-японских отношений на дружественной основе, исключить нанесение ущерба безопасности другой стороны». Совместное заявление подчеркнуло « первостепенную важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора , ...испол ь зуя весь позитив, который накоплен в двусторонних переговорах в разные годы, начиная с 1956 года, когда СССР и Япония совместно декларировали прекращение состояния войны и восстановление дипло м атических отношений между ни ми». Заявление являлось беспрецедентным, поскольку, во-первых, СССР признавал наличие самого факта территориальной проблемы и, во-вторых, речь в нём шла не о двух спорных островах, а о всех четырёх – Хабомаи, Шикотане, Кунашире и Итурупе. В ходе визита было также подписано 15 советско-японских доку м ентов, среди которых - М е м орандум о советско-японских межправительственных консульта ц иях; Соглашение м ежду Правительство м СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия рефор м е по переходу на рыночную экономику в СССР; М еморанду м о связях и сотрудничестве между СССР и Японией в области охраны культурного достояния и некоторые другие двусторонние документы. В ходе рабочего визита в СССР министра иностранных дел Японии Таро Накаямы 12-17 октября 1991 г. стороны приняли решение о реорганизации деятельности функционирующей с 1988 года постоянно действующей рабочей группы по мирному договору между СССР и Японией. В её рамках были созданы две подгруппы: подгруппа по обсуждению статьи договора о территориальном размежевании и подгруппа по обсуждению других вопросов, связанных с мирн ым договором. По итогам переговоров министры обменялись письма м и о процедуре взаимных безвизовых посещений японскими гражданами островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи и советскими гражданами - жителями упомянутых островов - Японии. Таким образом, данный этап характеризуется ускорением под готовки мирного договора, причём спорными стали официал ь но признаваться четыре , а не два острова Курильской гряды. В м есте с тем, было намечено существенное расширение научно-технического и иного сотрудничества между СССР и Японией.

Поэтапное разрешение территориального спора ме ж ду Россией и Японией стало иметь место приблизительно с 1992 г. по настоящее время . Такая пози ц ия была высказана в о время поездки в Японию Б.Н. Е льцина в январе 1990 года. Она предус м атривала пять этапов урегулиро в ания территориальной пробле м ы: 1. признание нашей страной существования территориальной проблемы; 2. демилитаризация островов; 3. установление на спорных островах свободной экономической зоны с предоставлением приоритета японскому бизнесу; 4. подписание мирного договора и установление «совместного управления» островами; 5. поиск путей окончательного решения вопроса будущим поколением политиков. В ходе визита в Японию министра иностранных дел России А. В. Козырева 19-22 марта 1992 г. и его переговоров с Премьер-министро м Японии К. Ми ядзавой и ми нистром иностранных дел М. В атанабэ по проблемам заключения мирного договора и территориального размежевания с российской стороны было подтверждено, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт без каких-либо исключений все договоры и соглашения, заключенные СССР с други м и государствами, и это положение в полной мере относится и к Совместной декларации между СССР и Японией 1956 г. Было отмечено, что вопрос о мирном договоре российское руководство намерено решать на основе принципов законности и справедливости, отказываясь от концепции строительства отношений по формуле « победительпобежденный » во Второй Мировой Войне.

Малоизвестен тот факт, что не умаляет его важность, что в это время японским дипломатам был «любезно» (безвозмездно ли?..) предоставлен один документ из архивов МИД. Речь идёт об инструкции Николая I адмиралу Путятину, с которой он отправлялся на переговоры с Японией в 1853 г.

Император полагал возможным при определённых условиях согласиться на настояние Японии и признать, что «от нашей стороны южная оконечность сего острова была [и ныне остаётся] границей с Японией». Данную записку японские дипломаты представляют в качестве неопровержимого доказательства «изначальной» принадлежности ряда оспариваемых сегодня островов Японии. 11-13 октября 1993 г. состоялся визит в Японию Президента России Б.Н. Ельцина , в ходе которого были приняты Токийская декларация о российско-японских отношениях и Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений между Р Ф и Японией.

Помимо этих двух главных доку м ентов был также подписан « пакет » из 16 совместных документов о сотрудничестве в практических областях.

Токийская декларация была подписана 13 октября 1993 г.

Президенто м России Б.Н. Ельцины х и Пре м ьерм инистро м Японии М. Хосокавой. Она пре д усматривает: « Президент Российской Федерации и Пре м ьерм инистр Японии, придерживаясь общего пони м ания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьёзные переговоры по вопросу о принадлежности островов И т у р уп , К у на ш ир, Шикотан и Хабомаи.

Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путём решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных по договорённости между двумя странами документов, а также принципов законности и справедливости и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи Правительство Российской Федерац и и и Правительство Японии подтверждают, что Российская Федера ц ия является государством-продолжателем СССР и что все договоры и другие м еждународные договорённости между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между Российской Федерацией и Японией». Необходимо обратить внимание на формулировку «о принадлежности», а не «о японских территориальных претензиях» как это должно было быть, поскольку не существует проблемы принадлежности островов (они принадлежат России), есть лишь проблема территориальных претензий Японии. Кроме того, сами острова в Декларации ни разу не названы территорией Российской Федерации, что недопустимо в подобных документах. При чём, претензии Японии признаются вновь не на два - Хабомаи и Шикотан, - а на четыре острова, включая острова Кунашир и Итуруп, хотя в Совместной советско-японской декларации 1956 г., на которую всё время ссылаются в Токио как на базу развития двусторонних отношений, говорится о возможной передаче Японии после заключения мирного договора только первых двух островов (островов Малой Курильской гряды), а о Кунашире и Итурупе не говорится ни слова. Таким образом, опираясь на Декларацию 1956 г., о претензиях Японии можно говорить применительно лишь к островам Малой Курильской гряды, а о двух других островах, кстати, крупнейших в архипелаге, речь вообще идти не должна. В Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений между РФ и Японией отмечается, что Правительства РФ и Японии , «принимая во вни м ание то, что по мере продвижения реформ в Российской Федерации будут возрастать возможности для развития двусторонних торгово-экономических отношений, а также руководствуясь намерение м обеспечить сбалансированное расширение двусторонних отношений в целом, соглашаются и впредь добиваться дальнейшего развития сотрудничества с перспективой на будущее в этих областях » ( топливо и энергетика, транспорт и связь, конверсия, охрана окружающей среды и некоторые другие области ). Таким образом, значение данног о визита состоит в том, что после него в позиции японского руководства по отношению к методам урегулирования территориального спора с Россией произошли существенные изменения. От концепции « либо острова, либо ничего » Япония перешла к док т рине « расширенного баланса», предусматривающей поступательное движение вперёд в области политики и эконо м ики. Это, в принципе, объяснимо, т. к. японская дипломатия и в самых сладостных грёзах до этого не мечтала о признании Россией претензий не на два, а сразу на четыре острова. Таким образом, первый этап «плана Ельцина» был завершён быстро и без каких-либо существенных осложнений. Для Японии. В 1994-1996 гг. начал осуществляться и второй этап - демилитаризация островов. В результате на Южных Курилах фактически остались лишь пограничные заставы и морские подразделения. При этом противостоящая России военная группировка Японии на о.

Хоккайдо не только не уменьшилась, но увеличилась и дополнительно усилилась за счёт оснащения новейшими вооружениями. Видя такое развитие событий, Япония восприняла это как признак слабости России и развернула беспрецедентный нажим на российскую сторону, инициировав массовый несанкционированный заход специально подготовленных быстроходных судов в территориальные воды у Южных Курил якобы для промысла рыбы.

Количество таких нарушений достигало 10 тыс. в год. В этих условиях тогдашний директор ФПС генерал Николаев добился разрешения на применение против нарушителей силы вплоть до открытия огня, что ранее, в советское время, никогда не применялось. Такое развитие событий поставило под угрозу весь пятиэтапный план Ельцина.

Срочно были применены дипломатические коррективы, начались переговоры о предоставлении японским судам (по существу браконьерам) права промысла в наших территориальных водах. В 1998 г. была подписана Московская декларация «Об установлении созидательного партнёрства между РФ и Японией». Если в Декларации 1956 г. и советско-японском Заявлении 1991 г. положение о безопасности было главенствующим, то из Токийской и Московской деклараций оно исчезло.

Вместо него было введено новое понятие законности, которое каждая сторона, естественно, может трактовать по-своему.

Московская Декларация стала частью третьего этапа реализации «плана Ельцина», сюда также можно отнести безвизовый въезд на Южные Курилы японских граждан, заключение Рыболовного соглашения 1998 г., оказание Японией различной гуманитарной помощи жителям островов, призывы российских властных структур к японским деловым кругам к инвестициям в этом регионе.

Помимо Московской декларации немалый интерес вызывает упомянутое Рыболовное соглашение , п одписанное Борисом Немцовым, в то время зампредом правительства РФ, в феврале 1998 г. сроком на три года.

Главное, что обращает на себя внимание, это фактически зафиксированный в нём отказ России от своих суверенных прав в своих территориальных водах в районе Южных Курил, т. е. на своей территории.

Данный вывод прямо вытекает из текста Соглашения, где в первой статье сказано, что «стороны сотрудничают в целях осуществления промысла живых ресурсов японскими рыболовными судами в морском районе... у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, а также сохранения, рационального использования и воспроизведения живых ресурсов в этом морском районе». Таким образом, Россия сотрудничает с иностранным государством, ведущим промысел в наших территориальных водах (т.е. на нашей территории), а не разрешает ему вести этот промысел за соответствующую плату, как это всегда бывает в подобных случаях. Более того, из формулировок статей 1 и 2 вытекает также, что японские рыбаки будут вести промысел в явочном порядке не в территориальных водах России, а в безымянном, никому не принадлежащем «морском районе», о государственной принадлежности которого не говорится ни слова. В основном документе - собственно Соглашении - нет ни слова о контроле за ведением промысла японскими судами со стороны российских органов рыбоохраны и пограничников, равно как ничего не говорится о соблюдении японскими рыбаками российских законов и правил. Иными словами, Япония как государство не берёт на себя никаких официальных обязательств по этому ключевому вопросу. Между тем, в аналогичных соглашениях прошлых лет, в частности, Соглашениях о промысле морской капусты в районе Малой Курильской гряды 1963 и 1981 гг., было чётко зафиксировано, что «японские рыбаки, занимающиеся промыслом морской капусты... должны соблюдать законы, постановления и правила Союза Советских Социалистических Республик, действующие в этом районе». Это положение, действовавшее свыше 30 лет, исчезло из Соглашения от 21 февраля 1998 г. Кроме того, в «Меморандуме о понимании» к Соглашению (документ, на основе которого осуществляется конкретное ежегодное сотрудничество между сторонами) на 1998 и 1999 гг. и в «Руководстве по порядку промысла морских живых ресурсов японскими рыболовными судами» наряду с Русскими употребляются японские географические названия, включая даже названия мысов… Кстати сказать, это является нарушением Закона РФ 'О наименовании географических объектов', предусматривающего использование в официальных документах только собственных географических названий. После подписания данного соглашения тогдашний министр иностранных дел Игорь Иванов вынужден был заявить, что он «осведомлён о некоторой настороженности, существующей в отношении данного соглашения» («НГ» от 23.02.1999). «Венцом» третьего этапа «плана Ельцина», кроме соглашения 1998 г., стала также выдвинутая еще Евгением Примаковым в бытность его министром иностранных дел России идея «совместной российско-японской экономической деятельности» на Южных Курилах. В целях практической реализации этого направления была создана российско-японская подкомиссия по совместной хозяйственной деятельности. На начало 2005 г. планируется визит В.В. Путина в Японию.

Понимая, что японская сторона не обойдёт вниманием вопрос об островах, глава МИД России Сергей Лавров в одном из своих интервью заявил, что «среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года, в которой предлагается отдать Японии два южных острова и на этом поставить точку… Если брать Россию как государство-продолжатель, мы эту декларацию признаём как существующую». Ряд российских политологов считает, что своим заявлением С. Лавров подготавливает общественное мнение к возможной передаче островов. Тем более это видится вероятным после осенней передачи Китаю полутора островов на реке Амур. Речь может идти о начале некоего «торга» между двумя странами, основной ставкой в котором станут спорные острова. Не исключено, что «платой» за острова должны стать крупномасштабные японские инвестиции в экономику России, прежде всего, в Дальний Восток, который сейчас находится в кризисе из-за недостаточного развития промышленности и дефицита человеческих ресурсов. На днях стало известно, что Правительство Японии предоставит администрации Сахалинской области техническую помощь на сумму 150 млн иен (около 1,46 млн долл.) на продвижение в регионе экономических и социальных реформ.

Соответствующее соглашение было подписано на прошлой неделе в Южно-Сахалинске губернатором Сахалинской области Иваном Малаховым и генконсулом Японии. Объёмы помощи по японским масштабам более чем скромные, однако сам факт такого «участия Японии» в сахалинских делах весьма примечателен.

Исполнительное соглашение Сахалинской областью и Японией было подписано 7.12.2004. В официальном пресс-релизе, распространенном генеральным консульством Японии в Южно-Сахалинске, сообщается: «Япония, уделяя большое внимание развитию отношений с соседней Сахалинской областью, оказывает помощь в проведении экономических и социальных реформ в Сахалинской области, что принесёт пользу не только для развития сотрудничества между сахалинскими и японскими предприятиями, а также гуманитарных обменов, но и для углубления понимания Японии со стороны Сахалинской области». Т. о., во второй половине XX века отношения СССР/России и Японии определялись отношением СССР/России к территориальным претензиям японской стороны на Курильские острова. В период после Второй Мировой Войны до прихода к власти в СССР М.С. Горбачёва Советский Союз не признавал проблемы спорных территорий. В 1988-91 гг. наметился процесс улучшения двусторонних отношений в связи с первыми уступками Российской стороны. На данном этапе официальная позиция Российской Федерации состоит в заключении мирного договора с Японией в кратчайшие сроки, но опираясь на двусторонние договорённости. Т. е., фактически, целью поставлено осуществление четвёртого пункта рассмотренного «плана Ельцина». Однако данный вопрос по-прежнему остаётся открытым, поскольку японская сторона не желает идти ни на какие уступки, а внутри РФ продолжает набирать силу общественный и политический протест, направленный против территориальных уступок Японии.

оценка квартиры для наследства в Орле
кадастровая стоимость в Брянске
оценка рыночной стоимости объекта недвижимости в Туле

Подобные работы

Блокада Ленинграда

echo "Убедившись, что штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. 21 сентября в ставке врага были разработаны тезисы доклада 'О блокаде Ленингр

Перестройка в СССР. Попытка реформирования экономики и политической системы.

echo "Программа СОИ была крайне дорогостоящей и едва ли полностью осуществимой для США, а у СССР вообще не было средств для создания эквивалентных систем оружия. Невозможность дать адекватный ответ н

Юрий Владимирович Андропов и его вклад в развитие государства

echo "Непосредственным руководителем в ЦК стал М. Суслов, секретарь по международным вопросам с мая 1947г. В 1953-м Андропова отправляют послом в Венгрию. Его потрясли события венгерской революции 195

Советско-Финская война

echo "Напряженной складывалась обстановка и на Северо-Западной границе СССР, т.е. на границе с Финляндией. В декабре 1917 г. Советское государство признало самостоятельность и независимость Финляндии

Заселение Владимиро-Суздальской земли славянами. Образование великорусской народности

echo "Киевская Русь распадается на несколько княжеств внутри которых формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. Бесконечные усобицы и половецкие нападения ослабили Киевскую Ру

Органы государственной власти СССР

echo "Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзно

Санкт-Петербург в правление Елизаветы Петровны

echo "Многочисленными распоряжениями запрещалась слишком быстрая езда по улицам, а езда на рысаках дозволялась только за пределами города. Были приняты правила для извозчиков. Одним из главных бедстви

Южный Урал в период первой русской революции 1905 – 1907гг.

echo "Расстрел петербургских рабочих 9 января 1905 года стал началом первой русской революции. К этому времени во всех крупных населенных пунктах Южного Урала уже были созданы и довольно активно дейст

 
© 2011-2012, e