Сетевое моделирование при планировании. Задача о коммивояжере...Перечень работ и их характеристики представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Перечень работ и их характеристики Работы | Непосредственно предшествующие работы | Продолжительность работы, недель | Стоимость работы, тыс. $ при t(i,j)=t HB (I,j) | Коэффициент затрат на ускорение работы | t min | t max | A | - | 4 | 6 | 110 | 22 | B | - | 7 | 9 | 130 | 28 | C | - | 8 | 11 | 160 | 18 | D | A | 9 | 12 | 190 | 35 | E | C | 5 | 8 | 150 | 28 | F | B, E | 4 | 6 | 130 | 25 | G | C | 11 | 15 | 260 | 55 | H | F , G | 4 | 6 | 90 | 15 | Задание: 1. Изобразить проект с помощью сетевой модели. 2. Определить наиболее вероятную продолжительность каждой работы. 3. Найти все полные пути сетевого графика, определить критический путь, ожидаемую продолжительность выполнения проекта и полную стоимость всех работ. 4. Разработать математическую модель оптимизации процесса реализации проекта.
Сетевой график D A H B F C E G Наиболее вероятная продолжительность работ t НВ = (2t min + 3t max )/5 t НВ A = (2*4 + 3*6)/5 = 5,2 t НВ B = (2*7 + 3*9)/5 = 8,2 t НВ C = (2*8 + 3*11)/5 = 9,8 t НВ D = (2*9 + 3*12)/5 = 10,8 t НВ E = (2*5 + 3*8)/5 = 6,8 t НВ F = (2*4 + 3*6)/5 = 5,2 t НВ G = (2*11 + 3*15)/5 = 13,4 t НВ H = (2*4 + 3*6)/5 = 5,2 Возможные полные пути I. 1 – 2 – 5. Длина: t НВ A + t НВ D =5,2 + 10,8 = 16 II. 1 – 3 – 6 – 5. Длина: t НВ B + t НВ F + t НВ H = 8,2 + 5,2 +5,2 = 18,6 III. 1 – 4 – 6 – 5. Длина: t НВ C + t НВ G + t НВ H = 9,8 + 13,4 + 5,2 = 28,4 IV. 1 – 4 – 3 – 6 – 5. Длина: t НВ C + t НВ E + t НВ F + t НВ H = 9,8 + 6,8 + 5,2 + 5,2= = 27 Максимальная длина пути, равная 28,4 недели соответствует пути III , на котором лежат работы C , G , H . Следовательно, он является критическим.
Математическая модель Примем за x 1, x 2 , …, x 8 продолжительность работ A , B ,…, H соответственно. x 1 ³ 4 (1) x 2 ³ 7 (2) x 3 ³ 8 (3) x 4 ³ 9 (4) x 5 ³ 5 (5) x 6 ³ 4 (6) x 7 ³ 11 (7) x 8 ³ 4 (8) x 1 6 (9) x 2 9 (10) x 3 11 (11) x 4 12 (12) x 5 8 (13) x 6 6 (14) x 7 15 (15) x 8 6 (16) x 1 + x 4 + x 9 28,4 (17) x 2 + x 6 + x 8 + x 9 28,4 (18) x 3 + x 7 + x 8 + x 9 28,4 (19) x 3 + x 5 + x 6 + x 8 + x 9 28,4 (20) Функция цели: 22 x 1 + 28 x 2 + 18 x 3 + 35 x 4 + 28 x 5 + 25 x 6 + 55 x 7 + 15 x 8 + 100 x 9 max Исходная матрица Таблица 1.2 № | x 1 | x 2 | x 3 | x 4 | x 5 | x 6 | x 7 | x 8 | x 9 | Знак | Св. чл. | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ³ | 4 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ³ | 7 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ³ | 8 | 4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ³ | 9 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | ³ | 5 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | ³ | 4 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | ³ | 11 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | ³ | 4 | 9 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 6 | 10 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 9 | 11 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 11 | 12 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 12 | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 8 | 14 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | | 6 | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | | 15 | 16 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | | 6 | 17 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | | 28,4 | 18 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | | 28,4 | 19 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | | 28,4 | 20 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | | 28,4 | Ф . ц . | 22 | 28 | 18 | 35 | 28 | 25 | 55 | 15 | 100 | | max | Решение x 1 = 6 x 2 = 9 x 3 = 8 x 4 = 12 x 5 = 7 x 6 = 4 x 7 = 11 x 8 = 4 x 9 = 5,4 Т. к. x 9 = 5,4, то длина критического пути уменьшится на эту величину.
Проверим это утверждение: x 3 + x 7 + x 8 = 8 + 11 + 4 = 23 Уменьшение времени выполнения работы, как правило, связано с увеличением затрат. В таблице 1.3 определим прирост затрат при уменьшении времени реализации проекта.
Таблица 1.3 Изменение затрат при уменьшении времени реализации проекта Работа | х | t HB | D x | К уск | D затрат | Стоимость | Итого затрат | A | 6 | 5,2 | -0,8 | 22 | -17,6 | 110 | 92,4 | B | 9 | 8,2 | -0,8 | 28 | -22,4 | 130 | 107,6 | C | 8 | 9,8 | 1,8 | 18 | 32,4 | 160 | 192,4 | D | 12 | 10,8 | -1,2 | 35 | -42 | 190 | 148 | E | 7 | 6,8 | -0,2 | 28 | -5,6 | 150 | 144,4 | F | 4 | 5,2 | 1,2 | 25 | 30 | 130 | 160 | G | 11 | 13,4 | 2,4 | 55 | 132 | 260 | 392 | H | 4 | 5,2 | 1,2 | 15 | 18 | 90 | 108 | Всего затрат | | | | | 124,8 | 1220 | 1344,8 | Таким образом, время выполнения работ A , B , D , E увеличилось по сравнению с наиболее вероятным; продолжительность остальных работ уменьшилась.
Затраты на реализацию проекта возросли на 124,8 тыс. $. Увеличение затрат произошло, в основном, из-за работы G , по которой наблюдается наибольшее сокращение времени в сочетании с наивысшим коэффициентом затрат на выполнение работы. Из-за сокращения критического пути проект будет введен в эксплуатацию на 5,4 недели раньше. Т. к. прибыль за неделю составляет 100 тыс. $, то за этот срок она составит 100 тыс. $ * 5,4 = 540 тыс. $ . В результате дополнительная прибыль с учетом возрастания затрат на проведение работ составит 540 тыс. $ - 124,8 тыс. $ = 415,2 тыс. $ Задание №2 Тема: Графы Задача о коммивояжере Имеется 4 пункта. Время переезда из пункта I в пункт j представлено в таблице 2.1. Таблица 2.1 Исходные данные Из пункта i | В пункт j | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 0 | 8 | 8 | 6 | 2 | 4 | 0 | 6 | 12 | 3 | 10 | 12 | 0 | 18 | 4 | 8 | 10 | 4 | 0 | График представлен на рисунке. Требуется найти оптимальный маршрут, вычеркнув из таблицы отсутствующие маршруты.
Математическая модель Обозначим за x маршруты, приведенные в таблице 2.2. Таблица 2.2 Обозначения x i | Пункт отправления | Пункт назначения | Время переезда | x 1 | 1 | 2 | 8 | x 2 | 1 | 3 | 8 | Продолжение | x 3 | 1 | 4 | 6 | x 4 | 2 | 1 | 4 | x 5 | 2 | 3 | 6 | x 6 | 2 | 4 | 12 | x 7 | 3 | 1 | 10 | x 8 | 3 | 2 | 12 | x 9 | 3 | 4 | 18 | x 10 | 4 | 1 | 8 | x 11 | 4 | 2 | 10 | x 12 | 4 | 3 | 4 | Сумма входящих и исходящих маршрутов в каждом пункте равна 1. Следовательно, система условий-ограничений выглядит следующим образом: x 1 + x 2 + x 3 = 1 (1) x 4 + x 5 + x 6 = 1 (2) x 7 + x 8 + x 9 = 1 (3) x 10 + x 11 + x 12 = 1 (4) x 4 + x 7 + x 10 = 1 (5) x 1 + x 8 + x 11 = 1 (6) x 2 + x 5 + x 12 = 1 (7) x 3 + x 6 + x 9 = 1 (8) Функция цели: 8 x 1 + 8 x 2 + 6 x 3 + 4 x 4 + 6 x 5 + 12 x 6 + 10 x 7 + 12 x 8 + 18 x 9 + 8 x 10 + 10 x 11 + 4 x 12 min Исходная матрица условий задачи представлена в таблице 2.3. Таблица 2.3 № | x 1 | x 2 | x 3 | x 4 | x 5 | x 6 | x 7 | x 8 | x 9 | х 10 | x 11 | x 12 | Св.чл. | Зн | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | = | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | = | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | = | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | = | 5 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | = | 6 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | = | 7 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | = | 8 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | = | Фц. | 8 | 8 | 6 | 4 | 6 | 12 | 10 | 12 | 18 | 8 | 10 | 4 | min | | Исходная матрица Решение x 3 = 1 x 5 = 1 x 7 = 1 x 8 = 0 x 11 = 1 Это означает, что на графике остаются только пути, соответствующие переменным х 3 , х 5 , х 7 , х 11 (1 4, 2 3, 3 1, 4 2). Функционал равен 12, т. е. время пути будет равно 12 единицам.
График при этом выглядит следующим образом. Задание №3 Тема: Графы Задача о максимальном потоке Имеется трубопроводная сеть с заданной S ij пропускной способностью каждого участка из i -го узла в j -й узел и мощностью насосной станции, расположенной в узле.
Необходимо рассчитать максимальную пропускную способность сети из начального узла в конечный узел. a исток a сток Пропускная способность S ij , тыс. тонн S 12 = 4 S 13 = 7 S 14 = 8 S 23 = 3 S 25 = 5 S 34 = 8 S 35 = 9 S 45 = 9 Математическая модель Обозначим за х 1, 2, …, 8 перевозки по маршрутам 12, 13, 14, 23, 25, 34, 35, 45 соответственно, а за х 9 – пропускную способность конечного узла сети. Сумма входящих в каждый узел потоков равна сумме выходящих, причем интенсивность каждого потока не может превышать пропускную способность своего участка сети.
Поэтому система условий-ограничений выглядит следующим образом. х 9 - х 1 – х 2 – х 3 = 0 (1) х 1 – х 4 – х 5 = 0 (2) х 2 + х 4 – х 6 – х 7 = 0 (3) х 3 + х 6 – х 8 = 0 (4) х 5 + х 7 + х 8 – х 9 = 0 (5) х 1 4 (6) х 2 7 (7) х 3 8 (8) х 4 3 (9) х 5 5 (10) х 6 8 (11) х 7 9 (12) х 8 9 (13) Функция цели: х 9 max Таблица 3.1 Исходная матрица № | х 1 | х 2 | х 3 | х 4 | х 5 | х 6 | х 7 | х 8 | х 9 | Знак | Св.чл. | 1 | -1 | -1 | -1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | = | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | -1 | -1 | 0 | 0 | 0 | 0 | = | 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | -1 | -1 | 0 | 0 | = | 0 | 4 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | -1 | 0 | = | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | -1 | = | 0 | 6 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 4 | 7 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 7 | 8 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 8 | 9 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 3 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | | 5 | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | | 8 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | | 9 | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | | 9 | Ф . ц . | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | max | | Решение х 1 = 4 х 2 = 7 х 3 = 8 х 5 = 4 х 7 = 7 х 8 = 8 х 9 = 19 Функционал в данной задаче равен –481, что не имеет смысла при заданных условиях.
Однако, исходя из математической модели, функционал в данной задаче равен значению х 9 . Таким образом, максимальная пропускная способность сети составит 19 тыс. тонн. При этом некоторые маршруты окажутся незадействованными (х 4 и х 6 ). График будет выглядеть следующим образом. Задание №4 Тема: Системы массового обслуживания Задача: Рационализация функционирования системы управления аэропортом на базе анализа марковских процессов Различные аэропорты имеют отделы системы управления, функциональная связь которых и интенсивность потоков информации представлены на рисунке и в таблице 4.1. Требуется вычислить вероятности состояний в стационарном режиме по значениям интенсивности перехода. Таблица 4.1 Исходные данные Интенсивность потоков (переходов) | l 12 | l 13 | l 21 | l 32 | l 34 | l 45 | l 53 | l 54 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | Математическая модель Примем за х 1 , х 2 , …, х 5 предельные вероятности состояний в стационарном режиме пунктов S 1 , S 2 , …, S 5 соответственно.
Произведение вероятности состояния на интенсивность исходящих из этого пункта потоков равна произведению интенсивностей входящих потоков на вероятность состояния в стационарном режиме пунктов их отправления.
Система уравнений Колмогорова для данной задачи в общем виде выглядит следующим образом: ( l 13 + l 12 )* х 1 = l 21 * х 2 (1) l 21 * х 2 = l 12 * х 1 + l 32 * х 3 (2) ( l 32 + l 34 )* х 3 = l 13 * х 1 + l 53 * х 5 (3) l 45 * х 4 = l 34 * х 3 + l 54 * х 5 (4) ( l 54 + l 53 )* х 5 = l 45 * х 4 (5) Кроме того, сумма всех вероятностей равна 1. При подстановке данных таблицы 4.1 и добавлении переменной х 6 получаем: 5 х 1 - х 2 + х 6 = 0 (1) х 2 - 3х 1 - 3х 3 + х 6 = 0 (2) 5 х 3 - 2х 1 - 3х 5 + х 6 = 0 (3) 2 х 4 - 2х 3 – х 3 + х 6 = 0 (4) 4 х 5 - 2х 4 + х 6 = 0 (5) х 1 + х 2 + х 3 + х 4 + х 5 + х 6 = 1 (6) Функция цели: М х 6 max Таблица 4.2. Исходная матрица № | х 1 | х 2 | х 3 | х 4 | х 5 | х 6 | Св.чл. | Знак | 1 | 5 | -1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | = | 2 | -3 | 1 | -3 | 0 | 0 | 1 | 0 | = | 3 | -2 | 0 | 5 | 0 | -3 | 1 | 0 | = | 4 | 0 | 0 | -2 | 2 | -1 | 1 | 0 | = | 5 | 0 | 0 | 0 | -2 | 4 | 1 | 0 | = | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | = | Ф.ц. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | М | max | | Решение Функционал = -500 х 1 = 0,125 х 2 = 0,625 х 3 = 0,083 х 4 = 0,111 х 5 = 0,055 Сумма данных вероятностей составляет 0,999, т. е. погрешность, полученная при расчетах, крайне незначительна.
Задание №5 Тема: Имитационное моделирование Задача: Расчет и анализ графика запуска-выпуска продукции в цехе мелкосерийного производства В таблице 5.1 представлены технологические маршруты изготовления различных видов продукции, а также директивное время исполнения заказов (в условных единицах) и нормы затрат времени на обработку одной партии продукции на каждом из типов оборудования. Общая масса заказа по каждому виду продукции разбивается на N партий так, что для каждого вида продукции выполняется условие: Общая масса заказа = (масса партий)*(число партий) Нормы затрат времени в каждом эксперименте имитационного моделирования обратно пропорциональны числу партий.
Требуется определить оптимальный маршрут изготовления продукции.
Таблица 5.1 Технологические маршруты изготовления продукции Продукция Оборудование | Эксперимент №1 | Эксперимент №2 | Эксперимент №3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 6 | - | - | - | - | - | 12 | - | - | - | - | - | 24 | - | - | - | - | - | 3 | - | - | 6 | - | - | - | - | - | 12 | - | - | - | - | - | 24 | - | - | - | 4 | - | - | - | - | 3 | - | - | - | - | - | 6 | - | - | - | - | - | 12 | - | 5 | - | - | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | 4 | - | - | - | - | - | 8 | 6 | 1 | 2 | - | 2 | - | - | 2 | 4 | - | 6 | - | - | 4 | 8 | - | 12 | - | - | Количество партий | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Т д = 27 Решение В результате применения программы « APOSUM » было получено 3 варианта решения. Время изготовления заказа в каждом из них составляет соответственно 41, 48 и 52 единицы. Ближе всего к нормативному времени находится вариант 1. Количество переналадок при этом равно 19, что больше, чем в других вариантах (10 и 5), однако решающее значение имеет время.
Изменяя длительность обработки изделий, можно уменьшить время с 41 до 29 единиц.
Измененная длительность обработки изделий представлена в таблице 5.2. Таблица 5.2. Длительность обработки изделий | Ст. 1 | Ст. 2 | Ст. 3 | Ст. 4 | Ст. 5 | Ст. 6 | Объем заказа | Длит. обраб. | Изделие 1 | 1 | 6 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4 | 26 | Изделие 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4 | 14 | Изделие 3 | 1 | 0 | 6 | 0 | 0 | 0 | 4 | 25 | Изделие 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 4 | 12 | Изделие 5 | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 4 | 25 | Изделие 6 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 4 | 24 | В итоге получился следующий график запуска-выпуска продукции.
Таблица 5.3. График запуска-выпуска продукции № п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Продукция | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | Время запуска | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Время выпуска | 4 | 9 | 12 | 10 | 15 | 17 | 18 | 16 | 20 | 23 | 25 | Длительность обработки | 4 | 8 | 10 | 7 | 11 | 12 | 12 | 9 | 12 | 14 | 15 | Пролеживание | 0 | 0 | 6 | 0 | 7 | 9 | 4 | 2 | 9 | 10 | 12 | Продолжение № п/п | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Продукция | 2 | 1 | 3 | 5 | 5 | 6 | 6 | 1 | 3 | 5 | 6 | 6 | 5 | Время запуска | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Время выпуска | 27 | 28 | 22 | 18 | 21 | 19 | 21 | 29 | 28 | 24 | 24 | 26 | 27 | Длительность обработки | 16 | 16 | 9 | 4 | 6 | 3 | 4 | 11 | 9 | 4 | 3 | 4 | 4 | Пролеживание | 13 | 8 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | Время и очередность запуска и выпуска каждой партии продукции, последовательность и время использования каждого оборудования проиллюстрированы далее графиком Ганта.
|