Diplom-177.ru
 

Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система

Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система

Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, также системой норм.

Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы.

Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.

Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых. В результате предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) завершилось формирование предмета отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление: общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК; порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осуждённых; порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых; порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам. Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены в главе 1 УКИ, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они включают нормы этой отрасли права определяющей действия уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения наказаний, и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных.

Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8 УИК). В общих положениях УИК определены основные средства исправления осуждённых (ст. 9): режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и подготовка осуждённых, общественное воздействие на осуждённых.

Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употребления термина «меры исправительно-трудового воздействия», содержание которых не было раскрыто в законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование как в теории данной отрасли права, так и на практике. К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которое возложено исполнение лишения свободы на определённый срок и пожизненного лишения свободы. Этому посвящен раздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющий такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела 2 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исправительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включён порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправление осуждённых и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и др.). В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст.34 УИК и др.). К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, и осуществления общественного контроля за их деятельностью. Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священно служителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст. 13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрации организаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового регулирования обусловливает, прежде всего та мировоззренческая концепция, которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства. В наших условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих взаимосвязей: 1) по способу правового регулирования – императивный; 2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий; 3) по характеру воздействия – карательный; 4) по способу реализации – метод санкции; 5) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-подчинения.

Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования – императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Однако это не исключает применение и иных методов правового регулирования: диспозитивного (т.е. предоставление осужденному до известных пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных законом случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на лучшие условия, благодарность и т.д.) и других. В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определённого вида общественных отношений. В систему норм уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы. В Законе о введении в действие УИК предусмотрено также принятие правительством РФ положений об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ и иных федеральных законов.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль содержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского, трудового, семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основание высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право – предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной отраслью.

Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом, административном и т.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность права и служат инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того, рецепиированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения и, следовательно, меняют своё содержание.

Рецепиированные нормы в уголовно-исполнительном праве в основном регулируют правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли – конституционному праву, исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод человека и гражданина.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритеты уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.

Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.

Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей. На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаимосвязь усложняется.

Уголовный закон лишь предопределяет характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённом объёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных при установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткая взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё более опосредуется.

Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценка уголовным законом степени тяжести совершённого преступления предопределяет условия отбывания осужденным наказания. Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм.

Исходное положение для решения этой проблемы – понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного – как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации материального права, в частности исполнение наказания.

Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-процессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора.

Исполнение наказания есть составная часть исполнения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права.

Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия; в определённой мере уголовно-исполнительное право обеспечивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение (УДО) от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных и т.д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует досудебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголовно-процессуальное право – их судебную процедуру.

Уголовно-исполнительное право тесно связанно с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства. Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного права с другими отраслями выражается в системность права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

Изложенные положения позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применение средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют осужденные, учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также отдельные граждане.

оценка акций компании в Туле
кадастровая стоимость в Липецке
оценка дома с участком в Брянске

Подобные работы

Уголовно-исполнительное право в системе права, его предмет, функции и система

echo "Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, также системой норм. Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирова

 
© 2011-2012, e