Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Выдающиеся деятели Чувашии

Выдающиеся деятели Чувашии

Акулево Цивильского (с 1781 года Чебоксар ского) уезда.

Следуя традиции церкви, служителями культа стали и его сыновья Яков и Иван Даниловы. Отец нашего знаменитого земляка Яков Данилов родился в 1749 (или в 1750) году, обучался в Казанской духовной семинарии. В 1770 году он стал дьяконом Акулевской церкви, где священником был его отец.

Никита, первенец в семье Якова и жены его Акулины Степано вой, родился в 1777 году в с.

Акулево, а в 1779 семья переехала в с.

Бичурино Свияжского (с 1781 г.

Чебоксарского) уезда, по на-званию которого он и получил впоследствии фамилию Бичурин. Вот что писал современник Н.Бичурина, историк Н.С.Щукин: «Отец его, дьячок Иаков, не имея даже фамилии, всю жизнь провел в этом звании и крестьянских трудах. Сын его Никита поступи.!, в восьмом году возраста, в училище нотного пения города Свияжска. В 1985 году перешел в Казанскую семинарию, где и дано ему про звище Бичурина, по селу, в котором родился». Удивительна истори ческая атмосфера, в которой рос будущий богослов.

Детство Никиты прошло среди приволжских чувашей, отличившихся своей самоот верженной борьбой в повстанческих отрядах Емельяна Пугачева. В годы, предшествовавшие Крестьянской войне, чувашское населе ние подвергалось насильственной христианизации. Для активного внедрения православия среди нерусского крес тьянства преосвященные архиепископы Вениамин (Пуцек-Григо-рович), Антоний (Герасимов-Забелин) и особенно Амвросий (По-добедов) в годы управления ими Казанской епархией старались подготовить грамотных проповедников за счет пополнения духов-ной семинарии учениками из семей служителей церкви. «Святим» отцам, пытавшимся под разными предлогами освободить своих де тей от духовных училищ, угрожали штрафами, отсылкой на «чер ную работу», сдачей виновных в солдаты, отлучением от церковной службы.

Родителям Никиты Бичурина, как и другим священнослужителям, не приходилось даже и думать об увольнении сыновей из духовного ведомства для получения светского образованияюСинод не дозволял этого. И «Казанского наместничества Свияжской округи села Пичурина священника Якова Данилова сыну Никите» путь был один в духовное учебное заведение.

Казанская духовная семинария, в которой Никита Бичурин про был около 14 лет, готовила священнослужителей для многих реги онов от Волги до «азиатского» Востока. В 1785 году в Казань для управления епархией переведен в сане архиепископа «талантливый проповедник слова божьи» Амвросий Подобедов. В годы его управления (1785 1799) Казанская духовная семинария была преобразована в академию.

Помимо обычных ре лигиозных дисциплин в учебные планы вошли и светские, для ра боты в семинарии стали привлекать способных воспитанников Мос ковского университета, Московской духовной академии, Алексан-дро-Невской семинарии. Эти новшества повышали интерес к уче бе, улучшилась подготовка церковников и педагогов.

Никита Би чурин выдержал изнурительные испытания голодом, холодом, бо лезнями и прочими невзгодами, выпадавшими на долю бедных бурсаков. В 1798 году в Казанскую духовную семинарию определи ли и его младшего брата Илью.

Никите Бичурину надо было за ботиться и о нем. Сам он все годы учебы в числе лучших учеников, поражал учителей своими способностями. И был пред ставлен казанскому архиепископу Амвросию Подобедову, кото рый затем «благотворил ему всю жизнь». «По окончании курса учения, в 1799 году, сделан был учителем грамматики в той же семинарии, переименованной уже в акаде мию. В 1800 году пострижен в монашество и сделан учителем выс шего красноречия. В 1802 году произведен в архимандриты и по слан в Иркутск ректором тамошней семинарии», лаконично со общается в «Автобиографической записке» Н.Я.Бичурина. После пострижения в монашество он под именем «Иакинф» определен «в число соборных иеромонахов Санкт-Петербургской Александре-Невской лавры, и того же месяца 22 дня произведен во иеродияконы; 1801 года августа 25 дня произведен в иеромона хи, а ноября 7-го препоручено управление Казанского и Иоаннов-ского монастыря». Быстрое продвижение Никиты Бичурина по духовному ведом ству современники объясняли по-разному, нередко допускались и совсем уж необоснованные предположения.

Большинство биогра фов его пострижение объясняли неразделенной любовью.

Например, в журнале «Русская старина» (август-сентябрь, 1888 г.) были опуб ликованы воспоминания внучки Бичурина Н.С.Моллер, в которых она утверждала, что двоюродные братья и большие друзья Никита Бичурин и Александр Карсунский по окончании курса в академии полюбили одну девушку Татьяну Саблукову, жившую с родителя ми в Казани.

Друзья порешили: «Тот, который будет выбран, женит ся, а другой пойдет в монахи». Выбор будто пал на Карсунского, а Никита принял монашество.

Однако Моллер признавала, что не мо жет поручиться за достоверность этого семейного предания.

Гораздо убедительнее мнение историка Н.С.Щукина: «Начальство не выпус кает из вида людей даровитых.

Молодому учителю было внушено, что в духовном звании предстоит более случаев достигнуть до выс ших степеней, нежели в светском, и Никита Яковлевич Бичурин, отказавшийся прежде от сана священника, надел клобук с именем Иакинфа в 1800 году...» А заставило Бичурина покинуть родное Поволжье и уехать для служения в Сибирь только одно обстоятельство в Казани не было солидной вакантной должности для продвижения в церковно-мо-настырской службе.

Архимандрит Иакинф Бичурин прибыл в Ир кутск 4 августа 1802 года, принял по описи в свое управление «Воз несенский монастырь, церкви, утварь и церковную ризницу, день ги и все монастырские вещи и припаси». В его ведение перешла и духовная семинария, а с 9 августа 1802 года он стал непременно участвовать в заседаниях Иркутской духовной консистории. Под кон тролем молодого архимандрита в монастыре стали строить новые хозяйственные помещения, а также готовить черноризцев и бурсаков к миссионерско-просветительской деятельности. Уже в первые месяцы своего пребывания в Иркутске Бичурин убедился: церковно-монастырские дела в епархии сильно запуще ны, в здешней семинарии не было дисциплины, семинаристы «иные ходили в классы поздно, а другие когда был досуг». Иакинф стал строго наказывать за самоволие. Это вызвало ропот и недо вольство учеников, и они, в сговоре с недовольными черноризца ми из Вознесенского монастыря, установили негласный надзор за личной жизнью своего наставника, чтобы обвинить его в наруше нии церковно-монастырских уставов и отстранить от управления монастырем и семинарией.

Выяснив, что в покоях архимандрита под видом послушника Адриана Иванова проживает молодая женщина, группа пьяных семинаристов начала ее поиск, закончившийся буйным бесчинством. Так в Синоде появилось дело № 183 на 447 листах о «происшедшем в Иркутской семинарии беспорядке от семи наристов и оказавшегося при сем случае предосудительного поступка архимандрита Иакинфа», получившее широкую огласку.

Разбиратель ства в высших гражданских и церковных инстанциях тянулись долго.

Наконец было вынесено решение об отстранении архимандрита от правления монастырем и снятии с ректорской должности. Высо чайше утвержденный указ предписывал владыке Иркутской епар хии незамедлительно «отправить Иакинфа с пашпортом в То больск к тамошнему преосвященству Антонию, архиепископу, с тем, чтобы он употреблен был по рассмотрению его, архиеписко па, учительскую по семинарии должность, под присмотром и на блюдением надежной духовной особы, рапортуя о поведении его, Иакинфа, святейшему Синоду по прошествии каждого года». По приговору палаты уголовного суда Иркутска, 9 семинаристов за свой «буйный поступок» были «выключены» из духовного зва ния, наказаны розгами и по велению царя определены в приказ ные служители. В марте 1806 года опальный Иакинф покинул Иркутск и вые хал в г.

Тобольск место ссылки государственных преступников. Здесь Иакинф стал изучать историко-этнографические и гео графические сочинения о народах Сибири и восточных стран, с особым усердием штудировал литературу о Китайской империи и ее жителях, интересовался сведениями о посольстве в Китай графа Ю.АХоловкина, застрявшего в Иркутске. Зная о благосклонном от ношении к себе главы «великого посольства», Бичурин втайне на деялся, что с его помощью сможет занять должность начальника Пекинской духовной миссии и осуществит свою сокровенную меч ту узнает ближе малодоступную тогда Китайскую империю и сопредельные с ней страны. Надо отметить, что близко познакомившись с Бичуриным, граф Головкин был восхищен его недюжинными лингвистическими спо собностями, превосходной памятью и деятельной натурой. Это и предрешило дальнейшую судьбу отца Иакинфа он был назначен начальником миссии. 18 июля 1807 года миссия выехала из Иркут ска и 17 сентября из пограничного русского города Кяхты отправи лась в столицу Срединной империи.

Сведения по истории и этнографии народов Зарубежной Азии, накопленные за первое столетие существования Российской духов ной миссии в Пекине, были весьма скудными.

Бичурин по пути в Пекин вел подробный дневник, стремясь описать «проезжаемую страну с селениями и городами, состояние в оной годовых времен... и даже присовокупить к сему статистическое описание Монголии». Часть этих записей была позже использована в его «Записках о Монголии», вы шедших в 1826 году в Петербурге. С уверенностью можно сказать, что интерес Иакинфа Бичурина к жителям Монголии и Китая, укладу их жизни и самобытной культуре имел научно-познавательный ха рактер.

Проезжая через Монголию, он изучал монгольский язык и с увлечением собирал историко-этнографические сведения о монголь ских племенах.

Основная цель русской православной миссии в Китае заключалась в распространении православия.

Однако архимандрит Иакинф оказался «малоусердным» настав ником миссионеров и до конца своей жизни подвергался гонени ям. Но именно ему было суждено стать первым русским ученым, приступившим к тщательному изучению истории народов Цент ральной и Средней Азии на основе письменных источников на во сточных языках. В продолжение четырех лет пребывания в Китае Н.Я.Бичурин составил китайско-русский словарь, послуживший первоосновой для составления многотомных китайско-русских сло варей.

Наряду с изучением книжного и разговорного китайского языка отец Иакинф занялся письменными источниками по истории, географии, этнографии, медицине. На седьмом году жизни в Пекине он перевел литературно-исто рический свод учений Конфуция, затем приступил к переводамизвлечениям в трех томах из огромного китайского географического сочинения «Дайцин и Тунчжи» и обширного перевода в 16 томах «Тунцзянь ганму» сводной истории Китайского государства с древ нейших времен до Цинской династии (1644 г.). Видный советский востоковед Л.Н.Гумилев писал, что переводы Бичурина, составляю щие 20 рукописных томов, служили для него «колодцем, из которо го он черпал сведения для своих работ». Не только о глубоком интересе Бичурина к жизни народов Вос точной Азии, но и о собственных обширных познаниях свидетель ствуют его переводы научных сочинений по китайской астроно мии, философии, сельскому хозяйству, торговле, судоходству.

Однако нравы эпохи не терпели такого вольнодумства. И пока Иакинф в Пекине без устали занимался наукой, царские мини стры в Петербурге искали ему замену. 1 декабря 1820 года в Пекин прибыла Десятая духовная миссия с архимандритом Петром Ка менским. 15 мая 1821 года члены Девятой духовной миссии во главе с Иакинфом Бичуриным, сопровождаемые 30 верблюдами (15 из них были нагружены вьюками и ящиками с книгами, рукопися ми и другими предметами огромной научной ценности), телегами и небольшим казачьим отрядом, двинулись из Пекина в обрат ный путь на родину. Он еще не знал, что в Синоде и Министер стве духовных дел готовится судебное обвинение по донесениям сибирского генерал-губернатора И.Б.Пестеля, иркутского губер натора Н.И.Трескина и архимандрита П.И.Каменского о много численных «прегрешениях» отца Иакинфа и отдельных членов Де вятой миссии. Синод приговорил его к ссылке на вечное поселение в Соло вецком монастыре, «с тем, чтобы, не отлучая его оттуда никуда, при строжайшем за его поведением надзоре употреблено было ста рание о приведении его к истинному в преступлениях его раская нию». Отца Иакинфа лишили архимандрического и священничес кого сана, но оставили в монашеском звании. Царь Александр I утвердил указ Синода, но предложил содер жать опального монаха Иакинфа Бичурина не в Соловецком мо настыре, а под строгим присмотром в монастыре на острове Вала ам, что на Ладожском озере.

Положение ссыльного в монастырском остроге приводит Бичурина в отчаяние от мысли, что «погибли все надежды сделать труды... полезными отечеству». Многие просвещенные умы России пытались смягчить участь уче ного-монаха. Среди них был и барон П. Шиллинг фон-Канштадт, видный чиновник Азиатского департамента Министерства иностран ных дел и член-корреспондент Российской академии наук. По про шествии четырех лет он доложил министру иностранных дел, что в Валаамском монастыре живет бесполезно ученый-китаист, а между тем министерству нужен такой человек. И в 1826 году государь импе ратор высочайше повелеть соизволил: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту». Началась новая веха в жизни Иакинфа.

Знаменитый синолог стал желанным гостем в литературных салонах столицы, посещал субботники князя В.Ф.Одоевского, познакомился и подружился с А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, И.А.Крыловым. В течение многих лет он сотрудничал с журналами «Московитя-нин» М.П.Погодина и «Московский телеграф» П.А Полевого. Пик творческого подъема ученого относится к 1827 1837 го дам, когда были завершены исследования в области востоковеде ния, создано «Статистическое описание Китайской империи». Дваж ды он совершал научные поездки в Забайкалье. В 1828 году вышло в свет несколько его монографий, а также «Записки о Монголии», которые сразу были переведены на немецкий и французский языки. За выдающиеся научные труды Академия наук четырежды присуж дала ему Демидовскую премию.

Продолжительная экспедиция (1830 1831) в азиатскую часть России не только обогатила ученого новыми материалами. Во вре мя пребывания в Забайкалье он решает оставить монашество. По возвращении из экспедиции, 29 августа 1831 года, в день своего рождения, Бичурин из Троицкосавска, расположенного близ Кях ты, подает в Синод прошение о снятии с него монашеского сана.

Однако воля «августейшего» самодержца всея Руси Николая I такова: оставить Иакинфа Бичурина «на жительство по-прежнему в Алексан-дро-Невской лавре, не дозволяя оставлять монашества...» В 1835 г.

Бичурин был вновь направлен в Сибирь, где выполнял основные поручения Азиатского департамента. В Кяхте ему было поручено орга низовать училище китайского языка. В столицу он вернулся в январе 1838 г. В этом же году вышла в свет его «Китайская грамматика». В 1840 еще одно научное исследование «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение». Это издание было выпущено на средства С.А.Мициковой, дочери близкого друга и двоюродного брата Бичури на А.В.Карсунского.

Следующим энциклопедическим трудом неутоми мого синолога стало «Статистическое описание Китайской империи», а в 1844 году Н.Я. Бичурин выпустил книгу «Земледелие в Китае с семьюдесятью двумя чертежами разных земледельческих орудий», про которую литературный критик и поэт П.А.Плетнев писал: «Русские не могут быть не признательны к ученым трудам отца Иакинфа за множество любопытных сведений, которые он передал им из самого источника». В 1848 году цензура разрешила печатание книги «Китай в гражданском и нравственном состоянии», которой, как писали кри тики, он наконец-то объясняет загадку этой великой страны. С января 1846 года, приступив к систематизации, «решив привес ти в исторический порядок и издать в свет» китайские сведения о древних среднеазиатских народах, Н.Бичурин в течение 10 месяцев заканчивает рукопись «Собрания сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» «плод с лишком 20-летних заня тий». 12 апреля 1849 года Академия наук присудила за нее Н.Я.Би чурину полную Демидовскую премию.

Готовя рукопись в печать, Иакинф Бичурин серьезно заболел: «Май, июнь и июль отняты у меня болезнью, особенно тяжелы и опасны были последствия холе ры, поразившей меня в половине июня...» Его ближайший друг, редактор журнала «Московитянин» М.П.По годин, отмечал: «Отец Иакинф истинный ревнитель науки: он не только сообщает сведения, неутомимый в своих трудах, но и наблю дает, пользуемся ли мы ими как должно». До последних дней своей жизни Н.Я.Бичурин не прерывал связи с родным Поволжьем. Почти все его родственники принадлежали к духовному ведомству. В конце декабря 1844 года иерей церкви архистратига Михаила из Ядрина Казанской губернии Андриан Васильевич Талиев осмелился написать Бичурину простодушное письмо о родстве с ним: «...Я буду внук покойного Василия Про-кофьевича, иерея Абашевского, от дочери его Марии Василье вой, выданной за иерея в село Яндашево Чебоксарского уезда Василия Иванова. Ваша родственница, двоюродная сестрица Ма рия Васильевна, моя родительница, гостит у меня». Переписка их продолжалась в течение нескольких лет и прервалась, вероятно, в начале 1850 года из-за болезни ученого. А.В.Талиев и его родня не теряли надежды, что «любезнейший дяденька, живущий в Пе тербурге», выполнит свое обещание: «я льщу себя надеждой уви деть Вас, ибо в проезд на Вашу родину или в Казань нельзя ми новать нашего города», сообщал он 22 января 1849 года из Ядрина. Писал Бичурину и его земляк, исследователь языка и эт нографии чувашского народа, русский по национальности, В.П.Виш невский, отец которого находился с ученым в дальнем родстве. Лич ные встречи и переписка с коллегами давали Бичурину богатую ин формацию о научной жизни в Казани, напоминали о родной земле. извлечениям в трех томах из огромного китайского географического сочинения «Дайцин и Тунчжи» и обширного перевода в 16 томах «Тунцзянь ганму» сводной истории Китайского государства с древ нейших времен до Цинской династии (1644 г.). Видный советский востоковед Л.Н.Гумилев писал, что переводы Бичурина, составляю щие 20 рукописных томов, служили для него «колодцем, из которо го он черпал сведения для своих работ». Не только о глубоком интересе Бичурина к жизни народов Вос точной Азии, но и о собственных обширных познаниях свидетель ствуют его переводы научных сочинений по китайской астроно мии, философии, сельскому хозяйству, торговле, судоходству.

Однако нравы эпохи не терпели такого вольнодумства. И пока Иакинф в Пекине без устали занимался наукой, царские мини стры в Петербурге искали ему замену. 1 декабря 1820 года в Пекин прибыла Десятая духовная миссия с архимандритом Петром Ка менским. 15 мая 1821 года члены Девятой духовной миссии во главе с Иакинфом Бичуриным, сопровождаемые 30 верблюдами (15 из них были нагружены вьюками и ящиками с книгами, рукопися ми и другими предметами огромной научной ценности), телегами и небольшим казачьим отрядом, двинулись из Пекина в обрат ный путь на родину. Он еще не знал, что в Синоде и Министер стве духовных дел готовится судебное обвинение по донесениям сибирского генерал-губернатора И.Б.Пестеля, иркутского губер натора Н.И.Трескина и архимандрита П.И.Каменского о много численных «прегрешениях» отца Иакинфа и отдельных членов Де вятой миссии. Синод приговорил его к ссылке на вечное поселение в Соло вецком монастыре, «с тем, чтобы, не отлучая его оттуда никуда, при строжайшем за его поведением надзоре употреблено было ста рание о приведении его к истинному в преступлениях его раская нию». Отца Иакинфа лишили архимандрического и священничес кого сана, но оставили в монашеском звании. Царь Александр I утвердил указ Синода, но предложил содер жать опального монаха Иакинфа Бичурина не в Соловецком мо настыре, а под строгим присмотром в монастыре на острове Вала ам, что на Ладожском озере.

Положение ссыльного в монастырском остроге приводит Бичурина в отчаяние от мысли, что «погибли все надежды сделать труды... полезными отечеству». Многие просвещенные умы России пытались смягчить участь уче ного-монаха. Среди них был и барон П. Шиллинг фон-Канштадт, видный чиновник Азиатского департамента Министерства иностран ных дел и член-корреспондент Российской академии наук. По про шествии четырех лет он доложил министру иностранных дел, что в Валаамском монастыре живет бесполезно ученый-китаист, а между тем министерству нужен такой человек. И в 1826 году государь импе ратор высочайше повелеть соизволил: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту». Началась новая веха в жизни Иакинфа.

Знаменитый синолог стал желанным гостем в литературных салонах столицы, посещал субботники князя В.Ф.Одоевского, познакомился и подружился с А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, Н.А.Некрасовым, И.А.Крыловым. В течение многих лет он сотрудничал с журналами «Московитя-нин» М.П.Погодина и «Московский телеграф» П.А Полевого. Пик творческого подъема ученого относится к 1827 1837 го дам, когда были завершены исследования в области востоковеде ния, создано «Статистическое описание Китайской империи». Дваж ды он совершал научные поездки в Забайкалье. В 1828 году вышло в свет несколько его монографий, а также «Записки о Монголии», которые сразу были переведены на немецкий и французский языки. За выдающиеся научные труды Академия наук четырежды присуж дала ему Демидовскую премию.

Продолжительная экспедиция (1830 1831) в азиатскую часть России не только обогатила ученого новыми материалами. Во вре мя пребывания в Забайкалье он решает оставить монашество. По возвращении из экспедиции, 29 августа 1831 года, в день своего рождения, Бичурин из Троицкосавска, расположенного близ Кях ты, подает в Синод прошение о снятии с него монашеского сана.

Однако воля «августейшего» самодержца всея Руси Николая I такова: оставить Иакинфа Бичурина «на жительство по-прежнему в Алексан-дро-Невской лавре, не дозволяя оставлять монашества...» В 1835 г.

Бичурин был вновь направлен в Сибирь, где выполнял основные поручения Азиатского департамента. В Кяхте ему было поручено орга низовать училище китайского языка. В столицу он вернулся в январе 1838 г. В этом же году вышла в свет его «Китайская грамматика». В 1840 еще одно научное исследование «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение». Это издание было выпущено на средства С.А.Мициковой, дочери близкого друга и двоюродного брата Бичури на А.В.Карсунского.

Следующим энциклопедическим трудом неутоми мого синолога стало «Статистическое описание Китайской империи», а в 1844 году Н.Я. Бичурин выпустил книгу «Земледелие в Китае с семьюдесятью двумя чертежами разных земледельческих орудий», про которую литературный критик и поэт П.А.Плетнев писал: «Русские не могут быть не признательны к ученым трудам отца Иакинфа за множество любопытных сведений, которые он передал им из самого источника». В 1848 году цензура разрешила печатание книги «Китай в гражданском и нравственном состоянии», которой, как писали кри тики, он наконец-то объясняет загадку этой великой страны. С января 1846 года, приступив к систематизации, «решив привес ти в исторический порядок и издать в свет» китайские сведения о древних среднеазиатских народах, Н.Бичурин в течение 10 месяцев заканчивает рукопись «Собрания сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» «плод с лишком 20-летних заня тий». 12 апреля 1849 года Академия наук присудила за нее Н.Я.Би чурину полную Демидовскую премию.

Готовя рукопись в печать, Иакинф Бичурин серьезно заболел: «Май, июнь и июль отняты у меня болезнью, особенно тяжелы и опасны были последствия холе ры, поразившей меня в половине июня...» Его ближайший друг, редактор журнала «Московитянин» М.П.По годин, отмечал: «Отец Иакинф истинный ревнитель науки: он не только сообщает сведения, неутомимый в своих трудах, но и наблю дает, пользуемся ли мы ими как должно». До последних дней своей жизни Н.Я.Бичурин не прерывал связи с родным Поволжьем. Почти все его родственники принадлежали к духовному ведомству. В конце декабря 1844 года иерей церкви архистратига Михаила из Ядрина Казанской губернии Андриан Васильевич Талиев осмелился написать Бичурину простодушное письмо о родстве с ним: «...Я буду внук покойного Василия Про-кофьевича, иерея Абашевского, от дочери его Марии Василье вой, выданной за иерея в село Яндашево Чебоксарского уезда Василия Иванова. Ваша родственница, двоюродная сестрица Ма рия Васильевна, моя родительница, гостит у меня». Переписка их продолжалась в течение нескольких лет и прервалась, вероятно, в начале 1850 года из-за болезни ученого. А.В.Талиев и его родня не теряли надежды, что «любезнейший дяденька, живущий в Пе тербурге», выполнит свое обещание: «я льщу себя надеждой уви деть Вас, ибо в проезд на Вашу родину или в Казань нельзя ми новать нашего города», сообщал он 22 января 1849 года из Ядрина. Писал Бичурину и его земляк, исследователь языка и эт нографии чувашского народа, русский по национальности, В.П.Виш невский, отец которого находился с ученым в дальнем родстве. Лич ные встречи и переписка с коллегами давали Бичурину богатую ин формацию о научной жизни в Казани, напоминали о родной земле.

Последствия непрерывных умственных занятий сказывались на здо ровье Н.Я.Бичурина. Еще в середине 1840-х гг., и в письмах к М.П.По годину он жаловался, что «лекари очень советуют оставить сидячую жизнь». Однако он не изменял свои устоявшиеся привычки и, напе рекор советам врачей и своему преклонному возрасту, не прерывал научные занятия. Так, 12 декабря 1851 г. в письме к М.П.Погодину он сообщает: «...Я не вовсе оставляю Ваш журнал, а по временам буду доставлять кое-что, в доказательство же сего и теперь прошу принять две статьи, еще не бывшие ни в одном из журналов; в первой из них описано первоначальное вступление Езуитов в Макао и в Пекин, вторая содержит верную родословную Дома Чингисха-нова. Если одобрите, попрошу поместить их в Вашем журнале, а мне на память прислать пять оттисков и экземпляр». Он по-прежнему интересуется историей древних народов Цент ральной и Средней Азии, намеревается написать специальную ста тью о движении калмыков из Джунгарии в Восточную Европу.

Поистине трагичными были последние месяцы жизни великого ученого. Уже совсем больной и беспомощный, находясь в монас тырской лечебнице, он умирал в окружении монахов, которые, по словам современников, «не любили отца Иакинфа и также нима ло о нем не заботились». В воспоминаниях Н.С.Молл ер дана ужаса ющая картина предсмертных дней Иакинфа.

Посетив келью отца Иакинфа за несколько недель до его кончи ны, Н.С.Моллер увидела, в каких неподобающих условиях находился ученый с мировым именем.

Жестокосердые монахи-схимники из Алек-сандро-Невской лавры, решив ускорить кончину Н.Я.Бичурина, пе рестали не только ухаживать за больным ученым, но и лишили его пищи, ссылаясь на то, что «отец Иакинф уже покончил земные рас четы, он соборован, и его ждет пища небесная». Приходя в сознание, умирающий Иакинф шептал: «Обижают... не кормят... забыли... не ел...» В мемуарной литературе о Н.Я.Бичурине Н.С.Щукин описал слу чай, когда физически ослабевшего, терявшего дар речи больного однажды посетил чиновник Азиатского департамента, бывший член Пекинской духовной миссии, и заговорил с ним по-китайски: «Вдруг старец как бы выздоровел: заблистали глаза, на лице по явилась улыбка, ожил язык и, безмолвный прежде, говорил бес прерывно полчаса на любимом языке своем». Смерть настигла ученого-монаха в пять часов утра 11 мая 1853 г. В некрологе, помещенном в газете «Северная пчела», об Иакинфе Би-чурине напишут: «Его отпевали в кладбищенской церкви Невского монастыря; пекинский архимандрит Гурий совершал литургию. Из многочисленных его знакомых на похоронах присутствовали только четыре человека». Канцелярия Александро-Невской лавры не сочла нужным известить о смерти Бичурина близких и знакомых. Прах Бичурина был предан земле на старом кладбище Алексан дро-Невской лавры, на его могиле установили лишь деревянный крест без надписи. Для увековечения памяти великого ученого дру зья и почитатели его таланта со временем поставили на его могиле черный мраморный обелиск, на котором выбита простая надпись: «Иакинф Бичурин. Род. 1777 ум. 1853 г. Мая 11 д.». Между этими надписями, вдоль памятника, по-китайски написана эпитафия: «Труженик ревностный и неудачник, свет он пролил на анналы истории». Следопытом Востока назвал Бичурина народный поэт Чу вашии П.Хузангай.

Научные труды Бичурина не имеют себе равных в мировой си нологии.

Многие из них увидели свет и принесли ему не только признание в России, но и европейскую славу.

Память о нашем земляке, выдающемся ученом, чтут на его ро дине. В Чувашии учреждена Государственная премия имени Н. Би чурина, пресуждаемая ежегодно за лучшие научные исследования. В с.

оценка стоимости коттеджа в Туле
оценка предприятия в Липецке
оценка стоимости строительства объекта в Белгороде

Подобные работы

Русское библиографическое общество (1889-1930)

echo "Рассмотрение вышеуказанных аспектов деятельности РБО и является целью представленной исследовательской работы. При работе над ней были использованы материалы таких деятелей библиографии и истори

Египет как дар Нила. Проблема общины

echo "Многие ученые и исследователи называют Египет «даром Нила», потому что если бы не эта могучая река, в долине ничего бы не росло, и она бы просто превратилась в пустыню. Ежегодные разливы Нила с

Аспар - властитель Восточно-Римской империи

echo "Отсюда понятен неослабевающий интерес к осетинам, проявляемый историками, социологами, филологами и всеми, кто так или иначе изучает проблемы истории и культуры индоевропейских народов. О скифск

Истинные знания о жизни. Происхождение человека

echo "Читайте: Истинные знания о вселенной. Физические законы развития макро и микро мира. Происхождение, предназначение, смысл жизни. Настоящая история человека. Если осмыслите, с глаз спадет пеле

Исторический Таллин

echo "Результаты финских авторов стали широко применяться в научной и популярной литературе. Именно отсюда и было традиционно принято указывать, что первое письменное упоминание о городе Таллине отно

Война 1812 года

echo "Именно поэтому война всколыхнула самые широкие слои общества. Главную тяжесть борьбы с интервентами вынесли трудовые массы, в первую очередь русское крестьянство, составлявшее большинство насел

Медицина в Московском государстве

echo "Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды, создала реальные предпосылки для объединения русских земель в централизованное Московское государство. Его создание было заве

Московский Кремль – символ становления и развития Российского государства

echo "Недавние раскопки в Кремле показали, что за стеной небольшой деревянной крепости находились постройки торгово-ремесленной части города. Боровицкий холм сохранил остатки строений, следы крепостн

 
© 2011-2012, e