Diplom-177.ru
 

Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Жизнь и творчество В.А.Жуковского

Жизнь и творчество В.А.Жуковского

Учился Жуковский с начала в частном пансионе Х.Ф. Роде, затем в Тульском народном училище.

Первые его стихотворения (не дошедшие до нас ) были написанны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион.

Пансион возглавлял А.А.Прокопович-Антонскийписатель и педагог.

Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, филантропии, гражданского долга и политического благомыслия.

Жуковский глубоко воспринял идеалы морального самосовершенствования и личной добродетели. Он трактовал их как идеалы не только личные, но и общественные и, в сущности, остался им верен до конца жизни.

Занятия литературой постепенно выдвигаются на первый план и имеют в начале даже практический интерес: не располагая средствами, достаточными для приобретения интересующих его книг, юноша Жуковский переводит несколько ходких авантюрно-синтиментальных произведений А.Коцебу и за перевод одного из романов получает 75 рублей. По окончанию пансиона, с 1800 по 1802год, Жуковский служит в Московской соляной канторе, но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий. В первые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. В университетском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» появилась его статья «Мысли при гробнице», затем стихотворение «Майское утро». В 1801году (оканчание пансиона) у него было уже около 15 печатных произведений: это были в основном подражательные оды, каких писалось тогда много.

Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренно Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени –«Вестнике Европы». Карамзин, тогда корифей новой русской литературы, приближает к себе начинающего поэта и оказывает на него решающее влияние.В 1800-х и 1810-х годах Жуковский-один из наиболее деятельных писателей Карамзинской группы.

Жуковский в 1800-1810 годах связан тесными узами дружбы и общности воззрений с К.Н.Батюшковым, П.А.Вяземским, А.Тургеневым.

Вместе с тем Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания и формой.

Жуковский сыграл исключительную роль в разработке языка русской поэзии;это отчетливо осознавалось и Пушкиным ( «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его» ), и Белинским,утверждавшим,что Жуковский дал русской поэзиивозможность «содержания». П.А. Вяземский писал: «…Был ли такой язык до него? Нет! Зачинщиком ли он нового у нас поэтического языка? …Что вы недумали бы, а Жуковский вас переживет.Пускай язык наш и изменится, некоторые цветки его не повянут.

Стихотворные красоты языка могут со временем поблекнуть ,поэтические-всегда свежи , всегда душисты». Жуковский-первый русский поэт, сумевший не только воплотитьв в стихах реальные краски,звуки и запахи природывсе, что состовляет ее «материальную» красоту, но наделить природу чувством и мыслью воспринемающего ее человека. Так построены ,при всех своих различиях, элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка». Поэзия для Жуковскогонепременно выражения подлинной жизни.

Огромной его заслугой было новое понимание душевного мира человека. Он настолько расширил пределы внутренней жизни человека в поэзии. В понимании содержания душевной жизни Жуковский произвел подлинный переворот ,понятый и оцененный не сразу . Так называемые «объективные» ценности играют в поэзии Жуковского большую роль. Это и сфера добра , морали , истины , и религия , и природа , и таинственная область «чудесного» , и , более того, сфера общественного долга , гражданственности , патриотизма. Новое , расширенное представление о духовном мире выразилось в излюбленном Жуковским понятии и слове «душа». Ано вырожает сложную целостность человеческого сознания. Когда разразилась война 1918 г, поэт , как и все в округ , был охвачен патриотическим порывом и, после обнородования в июле монифеста о состовлении военных сил , решил записаться в ополчение . В августе Жуковский поступил в московское ополчение в чине поручика . В день Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке главнокомандующего армиями.

Отношение Жуковского к национально-свободительной борьбе вырожало те же настроения , которыми были охвачены передовые круги русского общества. Но серьезного участия в военных действиях ему принять не пришлось . Осенью 1812 года он длительно болел и в начале 1813 года оставил военную службу. «Я … записался не для чина , не для креста … а потому , что в это время всякому должно было быть военным даже и не имея охоты». Наиболие ярких поэтических произведений об Отечественной войне 1812 года явилось стихотворение «Певец востане русских воинов» . Это произведение Жуковского занимает особое место в его творчестве. «Романсы» и «песни»- так сам Жуковский озаглавил важнейший раздел в выходивших при его жизни собраниях его стихотворений . Среди «песен» Жуковского находим произведения как оригинальные , так и переводные . Интонационно – ритмический строй и принципы создания оброза , принципы словоупотрибления часто являются в поэзии Жуковского песеннолирическими . В известной мере сказывалось связь Жуковского с традицией песенной поэзии . В поэтической лексике Жуковского опорными словами являются обобщенными обозначения имоций . Таковы «воспоминание», «скорбь», «радость», «тишина» , «жизнь», « любовь». Но в подобных словах у Жуковского скрыты большие смысловые резервы . Одно из специфических свойств лирики Жуковского – умение условным , литературным темам придать жизнь и подленность. Он варьирует ,сочетает одни и те же темы , состовляет из них цельные и оригинальные композиции . Так , «минувшее» - онда из любимых « словесных тем» Жуковского. Он вседа обращен к прошлому . Но столь условное, почти банальная тема поэзии у него преобритает глубокое эмоциональное значение . Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика . В них гасподствуют полногласие , мелодические переходы ударных звуков . Очень большое место Жуковский уделяет в своих песнях разработке интонации.

Вопросительная интонация , как раз наиболие свойственная этому жанру , встречается у него чаще всего . Следует отметить чисто песенную систему восклицаний обращений . Недаром стихотворение Жуковского часто перелагались на музыку: возможность музыкальной интерпритации для них органична ,заложена в самой их основе . Характер творчества Жуковского во многом определен его личным жизненным опытом и жизненными принципами . Эмоциональная сторона его жизни рано определилась готовностью к моральным лишениям , страданиям , мыслью о закономерности утрат. Это окрашивало и его дружбу, и его любовь. В юности глубоко восприняв идеалы морального самосовершенствования и «частной» ( личной ) добродетели , он остался им верен до конца жизни. В мире , где, по его поэтическому определению, все «иль жертва, иль губитель» ( « Тургеневу , в ответ на его письмо») , он предпочитал быть жертвой . Из «наслаждений жизни» - кроме искусства и природы – Жуковский любил игру и шутку , любил свой творческий труд , называя его «другом верным», любил возможный в его положении комфорт и украшал свой быт «антиками», произведениями изобразительных искусств , но не стремился нисколько ни к светским увесилениям , ни к столь распространенным среди его сверстников любовным развлечениям . В последнем отношении он был почти монашески строг к себе.

Жуковский имел все права на проповедь «чувств чистых» и высокой любви : история его собственной возвышенной и романтической любви стала легендой . Двусмысленность семейного положения Жуковского ро ковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни . В семействе своей единокровной сестры Екатерины Афо-насьевны Протасовой Жуковский обучал ее дочерей, Марию и Александру . В образование сестер , длившееся около трех лет , поэт вложил много мысли и воображения.

Именно этот первый опыт преподавания (общей истории и истории искусств ) привил Жуковскому вкус к педагогической деятельности.

Братом Е.А. Протасовой он не считался и не чувствовал себя . На его глазах подрастали его юные племянницы . Жуковский полюбил старшую, Машу, и эта любовь повела его по тернистому пути . Счастье, выпавшее поэту, заключалось лишь в сознании глубокой взаимности . Любовь к Маше пронизала всю поэзию Жуковского и многое определила в его жизни. Маша была «своя», и Жуковский незаметно втянулся в чувство, силу которого именно родственная близость сначала оправдывала . В дальнейшем же поэт всячески настаивал на том , что, будучи родственником Маши перед лицом общества , он имеет право на любовь к ней.

Жуковский и Маша не хотели «незаконной» любви. Зная обстоятельства рождения поэта , мы не станем удивляться тому , что он не сделал решительного шага , не пренибрег запретом Е .А . Протасовой и несоединился с Машей . Поэт сознавая , что только полная законность отношений даст ему счастья . Конечно ,имела значение и мягкая деликатность его психического склада . Мать Маши категорически воспротивилась браку , так как, по религиозным понятиям , которые в ней доходили до фанатизма , такой брак считался тяжким грехом . Многочисленные родственники в основном испытывали сочувствие к страданиям влюбленных ,предлогали свои посредничество, но наиболее авторитетные для матери в решительную минуту изменяли.

Жуковский имел много случаев убедиться в шаткости своих надежд – и всеже надеялся . Он вовсе не был поссивен , он не отступал , был настойчив , изобретал все новые и новые планы соединения. У всех ,знавших Машу , осталось о ней воспоминания как об одной из прелестнейших женшин своего времени. Она не блистала , не отличалась выдающейся красотой ,- « все просто ,тихо было в ней», как в пушкинской Татьяне. Между сестрами царили дружба и полное доверие . Жуковский и в лице Маши, и в лице ее сестры имел учениц ,поклонниц его поэзии, глубоко проникшихся возвышенной духовностью его взгляда на жизнь . Жуковскому долго приходилось скрывать свою любовь, так как он далеко не был уверен в благоприятном повороте событий . Свои сердечные чувства он передоверяет «лирическим героям» любовных несен и стихотворений ,которые переводил преимушественно с немецкого . Не исключено , что не только тип художественного дарования Жуковского, но и жизненая ситуация заставляли его искать «образци»,переводя которые он как бы говорил и от своего имени.

Одновременно со своим поступлением в ополчение Жуковский просил руки Маши, но получил решительный отказ . У Жуковского возник план обратиться к царскому семейству , в котором весьма благосклонно был принят его « Певец во стане русских войнов», за поддержкой в конфликте с Е.А .Протасовой . Но он в скоре откозался от этой мысли . В 1815 году поэту предлагают место чтеца при императрице Марии Федоровне . Но пока он еще не представлял себе ,какими радикальными переменоми в его жизни чревато это событие . Он полностью погружен в свою личную ситтуацию , которая усложняется . Маша и ее мать переехали в Дерпт вслед за Александрой Андреевной , муж которой , Воейков ,получил должность профессора в Дерптском университете . Поэт много времени проводит в Дерпте , знакомится с немецкими учеными , с немецкой философией . Здесь завязывается и его дружба с его будущим биографом , тогда юным студентом К.-К. Зейдлицем. В литературно - научных кругах Дерпта Жуковского принемают с глубочайшим почтением как корифея современной русской литературы; он посещает торжественные заседания в университете где его чествуют . Между тем в семье Протасовых – Воейковых положение было ужасным .Жуковский решил ценой отказа от планов женитьбы обрести право на чисто родственную любовь к Маше . Недоверяя Жуковскому и дочери , Е. А. Протасова не разрешила им встречаться : они общались посредством писем , которыми обменивались даже живя под одной крышей. Но жертва оказалась напрасной : Жуковский не смог победить подозрительность , окружавшую его в семье . Вот что писал поэт Маше из соседней комноты перед тем как уехать из Дерпта: «Милый друг маша надобно сказать тебе что – нибудь в последний раз … Я никогда незабуду , что в всем тем счастием, какое имею в жизни, обязан тебе , что ты давала лучшие намерения , что все лучшее во мне было соединено с привязонностью к тебе , что наконец тебе же я был обязан самым прекрасным движением сердца… все в жизни к прекрасному средство! Я прошу от тебя только одного : не позволяй тобою жертвовать, а заботься о своем счастии. Этим не обмони меня … Помниже своего брата своего истинного друга ; но помни так , как он таго требует, то есть знай , что он , во все минуты жизни , если не живет , то по крайней мере желает жить так , как велит ему привязанность к тебе – теперь вечная и более , нежели когданибудь , читая и сильная ! … Я бы желал , чтобы ты написала мне поболее . Я от тебя жду всего . У меня совершенно ничего не осталось . Ради Бога , открой мне глаза . Мне кажется , что я все потеряю!» . Поэт не ошибся. Видя безвыходность положения, М.А. Протасова 14 января 1817года вышла замуж «по рассудку» за дерпского профессора медицины И.Ф. Мойера, человека трезвого ума , волевого ив лучшем смысле слова прекраснодушного , который признавал ее «право» на платоническую любовь к Жуковскому . Замужество любимой девушки явилось катастрофой , но он нашел в себе силы смериться . Маша привезалась к мужу но записывает в дневнике что в минуы тоски ей помогает одно только слово , которое надо произнести в слух , -« Жуковский!». Она записывает также слова , мысленно обращенные к мужу : «Я счастлева видеть тебя довольного ; позволь же мне быть печальной» . Сестры Протасовы были необыкновенными женщинами и заслуживали лучшей участи. Что касается Марии Андреевны , то она продолжала страстно любить Жуковского во все годы своего брака . Жуковский для ее же блага старался подавить свое чувство ; ему было ястно, какой опастной утопией является жизнь в «троем», о которой сначало думал он сам , а Маша мечтала всегда . Жуковский нечасто писал и преезжал еще реже. Это был единственный выход . Мария Андреевна писала ему часто . Приводим несколько выдержек из ее писем, которые она умела писать великолепно в веселости и в печали. «Завтра троицин день ; время славное , все прошедшее теснится на душе , и я благодарю Бога за него . Кто лучше моего знал совершенное счастие ? … Друг мой , тебе обязана прошедшим и настоящим хорошим, и если заслужу когданибудь награду в том мире то твоя же вина . Ты не можешь вообразить, как ты мне бесценен … Ты ободряешь на хорошее трудное и строго наказываешь за ветрености , неосторожности , нетерпение и прочие гадости . Вот моя исповедь . Дурачек ,когда так много воспоминаний общих, то прошедшее – друг вечный . Сих уз не разрушит могила.

Прощай до завтра» . « Сегодня необходимее , нежели когда – нибудь ,болтать с моим старым , древнейшим другом . Жуковский мне часто случается такая необходимость пописаться к тебе , что ничто не может ни утешить , ни заменить этого занятия ; я пишу к тебе верно два раза в неделю, но в минуту разума деру письма. Я бы желала посылать их тебе , но сперва надобно условиться : дери их ты и не отвечай ни на что. Если в моих эпистолах тебе что не поправится, то не бранись и не задумывайся об этом ; думай просто, что это последний отголосок в старину вами избалованного сердца, которое еще все плачет об своих игрушках и которое радо бы было переначать всю длинную жизнь снова , единственно для того , чтобы поиграть так блаженно». Хотя поэт был глубоко поглощен своими личными делами , он в 1810 - х годах принимает активное участие в литературной борьбе . Вмести с поэтами карамзинского лагеря , он нападает на партию «шишковистов», на их чуждое европиизму понимание задач национальной культуры . Идеализация допетровской Руси становится мишенью для сатирических нападок со стороны карамзинистов и Жуковского. В цикле так называемых «долбинских» стихотворений (1814) многое направлено против «шишковистов»,- например, сатира «Плач о Пиндаре». Когда в 1815 году для борьбы с обществом «шишковисты» «Беседа любителей русского слова» было создано общество «Арзамас», Жуковский стал его активнейшим деятилем . Жуковский- « арзамасец» был очень изобретателен и как полемист . Эта сторона его хорактера и творчества получила в дружескилитературном кругу признание и одобрение . И сам поэт подвергалсянападкам со стороны противников нового напровления . Большой шум вызвола комедия А.А. Шаховского « Урок кокеткам, или Липецкие воды» 1815, где Жуковский был выведен в лице комического персонажа Фиалкина , чувствительного поэта и любителя «страшных» баллад. В европейских литнратурах второй половины 18- начало 19 века огромное распостранение приобретает жанр баллады ,восходящий народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из основных . Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда; В русской литературе – «Раиса» Карамзина.

Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.

Баллады , с их драматическими сюжетами и увлекательной фантастикой , были доступны решительно всем и пользовались огромной популярностью. Они сыграли исключительную роль в развитии описательноо стиля молодой русской поэзии. Почти тридцать девять баллад Жуковскогопереводы.

Жуковского справедливо называют гением перевода.

Мастерское знание родного языка обусловило еще одно , едва ли не самое ценное для всякого переводчика достоинство: легкость и изящество слога и стиха – виртуозность , производящую впечатление вполне самостоятельного . Оригинальных баллад у Жуковского пять. Добро и зло , в резком противопостовлении , фигурируют во всех без исключения балладах Жуковского . Их источник всегда и само сердце человеческое , и управляющие сердцами таинственные потусторонние силы . Романтическое, двоемирие в балладах Жуковского предстает преимущественно в образах дьявольского и божественного начала.

Дьявол и бог - образы программные для Жуковского, причем никогда дьявол не фигурирует у него как дух протеста , но всегда , по христианской традиции , как дух зла . Жуковского глубоко занимали также проблемы судьбы , личной отвецтвенности и возмездия . Отсюдо его интерес к «античным» балладам . По своей исторической функции в русской литературе и по существу баллады Жуковскогобаллады романтические.

Атмосфера опоэтизирования в балладах Жуковскогосугобо романтическая . Она ничего общего не имеет с условностью. Она создает впечатление романтической вдохновенности ,сопричастности поэта и читателя таинственной и возвышенной жизни мира . Начиная с 1815 года в поэзии Жуковского усиливаются мистические мотивы и немецкое влияние , чему вначале способствовали его частые наезды в Дерпт, а затем обязанности придворнй службы.

Мечтательное воображение ,свойственно и ранее его стихам , органически перерастает в мистическую концепцию двух мировтаинственного мира сущностей и видимого мира явлений . Мистицизм Жуковского имеет ярко выраженную религиозную окраску и питается в первую очередь христианскими представлениями о бессмертии души . Двойственным представляется здесь внешний мир , скрывающий за видимыми явлениями свою таинственную сущьность. Такое филосовское двоемирие было в высшей степени свойственно Жуковскому. Оно выступает у него как религиозное противопастовление «неба» и «земли», часто и очень сложных идейнохудожественных построениях. Идеей двоемирия проникнуты и элегии , и баллады , и песни Жуковского.

Жуковский видит в образах природы присутствие тайной , мистической жизни, видит «душу», с которой может общаться его собственная душа . Не будучи сторонником индивидуалистической исповеди Жуковский тем не менее разработал совершенный метод передачи в поэзии человеческого переживания. Место человека в мире , по Жуковскому , весьма значительно.

Человеческое сознание, в понимании Жуковского, -тончайший инструмент для контакта с внешним миром в разнообразных его проявлениях , будь то скрытая обычно от человека тайная жизнь мира, будь то любые исходящие от него сигналы – его звуки , запахи , краски ; более того – его вечные ценности добра и красоты . В раковой для поэта 1817 год , когда он «все потерял», перед ним открылась новая жизненная сфера , и он все глубже и глубже погружался в нее , заполняя образовавшуюся пустоту . Ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая Павловича (будушего Николая 1). Эта должность уже небыла столь формальной , как прежняя (чтец при императрице Марии Федоровне). Придворная служба в целом отрицательно сказалась на развитии поэзии Жуковского . В первую очередь по тому , что он переходил постепенно все больше от творчества к преподаванию. Чтоже косается усиления в его поэзии мотивов немецкой романтической мистики , которое часто возводится к влиянию дворцовых вкусов то оно определялось внутренними творческими импульсами . Хотя некоторые оригинальные и переводные произведения 1818 -1822 годов он и создает по просьбе своей «высокой» ученици немецкого происхождения , сама ориентация на немецкий романтический идеализм была для Жуковского органична.

Процесс углубления этой ориентации был творчески закономерен.

Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических» поэтов . Переводы эти несомненно, имеют большое эстетическое значение.

Именно теперь Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни Миньоны» ( под названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной песни» Шиллера («Горная дорога») и др.

Романтической фонтастикой проникнуты оригинальные стихотворения Жуковского этого периода, принадлежащие к числу его лучших созданий (« Невыразимое», «Мотылек и цветы», «Таинственный посетитель» и др.), и многие «поздние» баллады. В 1818 году был издан малым теражом , понемецки и порусски , сборник орегинальных и переводных произведений Жуковского сборник был составлен в основном из произведений немецкой поэзии , переведенных поэтом на русский язык в учебных целях , и предназначался в какойто мере для предворного обихода , но не только. Его широко читали. В1824 году выходит в свет собрание сочинений Жуковского ,завершающее целый период . В середине 1820 – х годов фактически заканчивается полноценное лирическое творчество Жуковского . К лирики он обращается только эпизодически . Прекрашение его лирической деятельности , несомненно, связана с придворной карьерой , что вызывало огорчение его друзей – в их чесле Пушкина , писавшего в связи с выходом собрания сочинений в 1824 году : «Славный был покойник, дай бог ему царство небесное!» В переломный для России 1826 год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1, Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника престола , будущего Александра 2 . Жуковский рассматривал свою миссию как нечто священное в гражданском отношении . Но с большим напряжением он мог выкраивать теперь время для своих поэтических трудов и иногда целыми годами ничего не создавать.

Методическая разработка преподавание почти всех дисциплин (кроме военного дела) отнимали все время.

Жуковский небыл равнодушен к политике, как это может показаться. Он был убежденным монархистом , не представлял для России другого образа правления , кроме монорхического, и много раз повторял, что от степени духовного развития главы государства зависит судьба народа . Отсюда его слова , что для России большое значение имеет «история царской души». И поэт все больше увлекался перспективами ее образования и совершенствования . Он верил в вазможность перелома всей реальной истории русского царизма за счет его внутреннего духовного совершенствования . Жуковскй отстранился от политических увлечений первой половины 1820-х годов , вызвав крайнее раздражение в среде будущих декабристов . В 1819 году он отверг предложение декабриста С.П. Трубецкого войти в тайное общество ( однако в течение всех последующих лет , зная о существовании тайного общества в России сохронял доверенную ему тайну ). Письма Жуковского к Николаю 1 и наследнику дают представление о том , с какой настойчивостью Жуковский боролся за свои цели . Он упорно отстаивал свое право на «душу» наследника, несомненно имел на него влияние, старался внушить ему свои взгляды и пользовался его доверием . Николай часто бывал этим не доволен . Еще в начале николаевского царствования Жуковский обратился с письмом к Александре Федоровне, где очень смело коснулся пороков самодержавия , гибельной системы воспитания наследника престола : «Кгда же будут у нас законодатели ? Когда же мы будем с уважением рассматривать то , что составляет истенные нужды народа, - законы , просвешения, нравы?». Жуковский никогда скрывал своего сочувствия к судьбе декабристов , хотя и не разделял их взгляды . В письмах к самому Николаю , к его жене ,к наследнику он возвращался все к тому же вонросу, пытался воздействовать на своего воспитанника . Происходили неприятные объяснения с царем . Николай упрекал Жуковского в том , что его «называют главою партии, защитником всех тех кто только худ с правительством». В 1837-1839 годах Жуковский совершил с наследником путишествие по России и Западной Европе. Во время пребывания в Сибири он снова упорно возвращался к вопросу о судьбе декабристов.

Декабристские и близкий им круг в первой половине 1820- х годов осуждали Жуковского за его воззрение и за придворную службу.

Пристрастие поэта к переложениям и переводам также подвергалось декабристами осуждению из соображений патриотизма . Критиковал Жуковского за это и Пушкин.

Однако вопрос о переводах теперь , на дистанцию полутора веков , радикально пересмотрен . Европеизм русской культуры предполагал не только выведение на общеевропейскую арену русского сознания . В этот период отнюдь не только Жуковский широко обращался к переводам и переложениям . Жуковский отнесся довольно равнодушно к разгоревшейся вокруг него борьбы .Литературные страсти, которых он вовсе не чуждался ,как мы видели , в свой «арзамасский» период , теперь его не волновали. Он был невозмутим , предпочитал видеть в поэзии средство воспитания высших моральных ценностей , а не орудие политической борьбы. В отличие от декабристов, влияние Жуковского на современную литературу, Пушкин считал глубоко благотворным.

Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов является перевод «Одиссеи» (1842- 1849). Маститый поэт чувствовал себя в праве взяться за этот труд , хотя он не знал греческого языка , а изучать его уже было поздно . Здесь для Жуковского не могло быть и речи о вольном переводе . По его указаниям немецким профессором – эллинистом Грасгофом был сделан особого типа подстрочник , с тремя « слоями» текста . Жуковский так пишет об этом : «Он переписал мне в оригинале всю «Одиссею» ; под каждым греческим словом поставил немецкое слово и под каждым немецкимграмматический смысл оригинального . Таким образом , я мог иметь… перед глазами весь порядок слов; в этом хаотически верном переводе , не доступно читателю ,так сказать, собраны передо мною все материалы здания; недоставало только красоты ,стройности и гармонии». В достижении их и заключался ,как пишет Жуковский , его «труд». Эту задачу он также решал , добросовестно и глубоко вживаясь в дух гомеровской поэззи, постигая законы ее стиля с помощью своей собственной интуиции и указания квалифицированных специалистов.

Жуковский хотел , чтоб Гомер был воспринят русским четателем не только как великий чужеземец и нетолько как представитель древнего мира, но чтоб он стал вечным современником и даже почти «соотечественником». Свою задачу Жуковский , как всегда, видел в поисках адекватного , а не буквального. Его «Одиссея» модернизирована в лексическом , эмоциональном , бытовом отношениях . Жуковский облегчает своему четателю восприятие Гомера , не пользуясь «филологической» и «архиологической» призмой Особенно дорого Жуковскому , конечно, все то , что связано со сферой чувств ; и он вносит свои оттенки и акценты в изображение супружеской верности и любви , любви родительской и сыновней , в картины душевной тоски и радости свидания . На огромном пространстве текста «Одиссеи» происходит наращивание нового слоя ; отдельные маленькие уклонения в целом приводят к несомненному смещению общей перспективы. После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады». Сказочной эпос превлекал Жуковского, как и героический . Жуковский был склонен сближать эти два рода , - даже Гомер виделся ему чемто вроде вдохновенного и простодушного поэтасказочника . Монументальный гомеровский эпос и безхитростная народная сказка в его сознании обединялись как нечто принципиально родственное , хотя и не тождественное . Из шести сказок , созданых Жуковским в 1831 – 1845 годах , три написаны в духе русских народных сказок . « Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах», «Война мышей и лягушек»- переложения . Первая из «русских» сказок названно нарочито витиевато: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – царевны , Кошеевой дочери» . Она возникла в ходе своеобразного состязания с Пушкиным . Оба поэта в 1831 году взялись соченить по сказке в русском фольклорном духе. И сточником для них обоих была запись , сделанная Пушкиным со слов его няни , Арины Родионовны . Итог этого состязания у Пушкина – « Сказка о царе Салтане». Второй своей сказкой – « Спящая царевна» (1831) – Жуковский показал , что можно , наоборот сказку иноземную превратить по колориту в чисто Русскую . Сюжет «Спящей царевны» не зафиксирован в русском фольклоре . Одной из наиболее значительных является последняя по времени сказка Жуковского « Сказка о Иване – царевечи и Сером волке» (1845) . Русский фольклорный слой ее очень богат благодаря специфической фантастике (мотив чудесной жарптицы и т.п.) и весьма характерному юмору . В сказках Жуковского нет столь обычных в других жанрах его творчества мечтательности и вазвышенного лиризма . Чутье поэта подсказало ему , что здесь они не уместны . Но и фольклорное , и личное , и обше человеческое включено в симфоническую структуру «Сказки о Иванецаревиче…» . Жуковский в других жанрах обладающий свойством надолго задерживаться на важных для него темах здесь быстро по ним пробегает . И это особое , данное в другом регистре повторение уже звучавшего прежде оставляет глубокое впечатление . Будучи лирическим поэтом по преимушеству , Жуковский тем немения оставил нтересное наследие в области прозы , - художественной, критической и публицистической , эпистолярной . Он много писал в прозе всю жизнь ; прозасопровождала его поэзию от первых пытах , еще 18 века , до конца 1840- х годов . Менялись, конечно , жанры , и менялся стьль прозаика Жуковского . В прозе Жуковский навсегда остался более рационалистом , чем в своей поэзии . В поздние годы у Жуковского , возможно не без влияния Гоголя , усиливается тяга к нравоучению , к наставительным эссе , охватывающим чуть ли не все стороны частной и общественной жизни.

Деятельность Жуковского при дворе закончилось почетной отставкой в 1841 году , в связи с совершеннолетием наследника. Поэт соберался жить в России в уединении , благотворном для творчества . Но судьба и тут распорядилась посвоему . В 1840 году Жуковский посетил в Дюссельдорфе своего старого друга , немецкого художника Герхарда Рейтерна, и стал предметом пылкой привязанности его 18 летней дочери Елизаветы . Юная невеста оживляла образ давно утраченной Маши . Все в личной жизни поэта складывалось необычно.

Жуковскому было 58 лет , его невесте- 18 . Женитьба не принесла счастья;счастливым был, по –видимому лишь первый год брака.

Экзальтированность молодой жены поэта легко переходила в мрачность ; в основе этого лежала свойственная ей с детства неуравновешенность психики . Поэт последние двенадцать лет своей жизни провел в Германии , так как возвращение в Россию все время откладывалось из-за длительных курсов лечения жены на немецких курортах.

Именно ее болезнь была причиной тягостной разлуки с отечеством,которое стало вечной.

Единственный из соотечественников , с которым Жуковский почти регулярно общался в 1840- х годах,- Гоголь . Он подолгу гостил в семействе Жуковского . Воззрение обоих писателей были в это время особенно близки ;они во многом одинаково расценивали задачи политической и литературной жизни России. Перед концом своей жизни Жуковский с семьей решил переехать в Россию . Все было готово и отезд был назначен на 14 июля 1851 года . В письмах к подруге своей юности А.П.Елагиной поэт оповещал друзей о маршруте . В августе он должен был быть в Москве, чтоб наконец увидеться с друзьями . К.-К. Зейдлицу он писал что намерен остаток дней прожить в Дерпте : «…мы оба, каждый своей дорогою, пустились в житейский путь из Дерпта , который и в твоей, и в моей судьбе играет значительную роль ; и вот теперь большим обходом возвращаемся на пункт отбытия, чтобы на нем доконца остаться . Унас же там запасено и место бессменной квартиры, на лево от большой дороги , когда едешь из Дерпта в Петербург». Но роковым образом переезд не осуществился – поэта настигла полная слепота ; он сидел слепой в сваей комнате в Бадене и писал письма с помощью изобретенной им «машинки», извещая о крушении своих планов . Глубоко огорченный поэт не упал духом . « Во время моего затворничества нашло на меня поэтическое наитие и я начал нечто , довно у меня гнездившееся в голове, и что должно быть моею лебединую песнью». Речь шла о последнем произведении Жуковского – его оригинальной поэме «Агасфер» . Жуковсий до конца рассматривал поэзию как высокую сферу правды , добра и красоты . « Но что же поэзия, как не чистая высшая правда ?» - восклицал он в письме П.А.Вяземскому . Жуковский – один из создателей новой русской поэзии . Его наследие не растворилось в широком потоке поэзии 19 и 20 –х веков . Даже Пушкин , Баратынский , Тютчев , Блок , многомим обязанные Жуковскому , оттеняют уникальность его творчества . Жуковский – поэт со своей специфической тематикой и интонацией , поэт сосредоточенно лирический , в месте с тем считавший поэзию могучим средством духовного воспитания человека . В письме 1816 года своему ближайшему другу А.И.Тургеневу Жуковский писал о поэзии «…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние если поэт обратит свой дар к этой цели.

Поэзия пренадлежит к народному воспитанию . И дай Бог в течение жизни сделать хоть шаг к этой прекрасной цели». Остаток своей жизни Жуковский предпологал посвятить «Агасферу», «Илиаде» а также обработке и изданию сказок разных народов мира . Это не осуществилось . Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в БаденБадене.

оценка незавершенного строительства в Белгороде
оценка стоимости азс в Москве
оценка помещения для аренды в Калуге

Подобные работы

Просвещение, наука, педагогика в понимании персонажей комедии "Горе от ума"

echo "Прогрессивные дворяне осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно, волновало противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивно настроенным человеком

Лицей Пушкина

echo "Москвич по рождению, Пушкин большую часть жизни провел в Петербурге. Он не просто сменил здесь множество адресов. Вдохновленный строгой красотой Петербурга, его архитектурным совершенством, при

Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)

echo "Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысло

"Анна Снегина " и "Евгений Онегин"

echo "Данная тема привлекает внимание многих учёных-литераторов , критиков и писателей . Тема мною выбрана из-за проблем ,которые рассматриаются в них . И интересно знать время , в которм жил и автор

А. С. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой

echo "Причин такого внимания к личности и творчеству А. С. Пушкина достаточно много: это и необычайная притягательность яркой индивидуальности А. С. Пушкина, и трагическая судьба, и, конечно же, его п

Воплощение антитезы «власть – бунт» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

echo "Уваровская «триада» как предмет эксперимента «Капитанской дочки». 4. Примечания. 5. Литература. 1. ВВЕДЕНИЕ. «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений А.С.Пушкина как предмет литератур

Жизнь и творчество Уильяма Шекспира

echo "Католическая церковь была главным идейным наставником всей Западной Европы. На борьбу со средневековой идеологией выступили передовые люди эпохи Возрождения – гуманисты. Они провозгласили, что ч

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пророк"

echo "Теперь его цель – «глаголом» жечь «сердца людей», ведь вся сила поэта заключается в глаголе. Стихотворение написано в трудный для поэта период – в 1826 году, в те дни, когда правительством реша

 
© 2011-2012, e