Рефераты, курсовые, контрольные для студента!

 

Астрономия

Литература, Лингвистика

Страховое право

Уголовный процесс

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Экскурсии и туризм

Менеджмент (Теория управления и организации)

Компьютеры и периферийные устройства

Философия

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

История отечественного государства и права

Бухгалтерский учет

Искусство

Маркетинг, товароведение, реклама

Радиоэлектроника

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

История государства и права зарубежных стран

Психология, Общение, Человек

Банковское дело и кредитование

Историческая личность

Теория государства и права

Физкультура и Спорт

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Социология

Программное обеспечение

Биология

Культурология

Педагогика

Геодезия

Программирование, Базы данных

Международное право

Промышленность и Производство

Биржевое дело

Хозяйственное право

Медицина

Гражданское право

Право

Сельское хозяйство

Химия

Транспорт

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Охрана природы, Экология, Природопользование

Физика

Музыка

География, Экономическая география

Математика

История

Муниципальное право России

Экономико-математическое моделирование

Ценные бумаги

Технология

Семейное право

Административное право

Искусство, Культура, Литература

Пищевые продукты

Компьютерные сети

Геология

Трудовое право

Иностранные языки

Здоровье

Юридическая психология

Москвоведение

Экономика и Финансы

Римское право

Гражданская оборона

Техника

Криминалистика и криминология

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Охрана правопорядка

Ветеринария

Военное дело

Налоговое право

Политология, Политистория

Экологическое право

История экономических учений

Религия

Компьютеры, Программирование

Прокурорский надзор

Космонавтика

Уголовное право

Физкультура и Спорт, Здоровье

Авиация

Металлургия

Архитектура

Правоохранительные органы

Конституционное (государственное) право России


Лесосечные работы и трелёвка леса

Лесосечные работы и трелёвка леса

Обязательным элементом лесосечных работ являются подготовительные работы – подготовка лесосек и погрузочных пунктов. Кроме этого, сюда входят и вспомогательные работы – техническое обслуживание машин, занятых в лесу, доставка горюче-смазочных и других материалов, перевозка рабочих и др.

Разработка технологий и непосредственная работа в лесу связана с рядом понятий (лесосека, деляна, пасека и др.) Рис. 1 Основные производственные элементы лесосеки А,Б,В,Г – делянки, 1 - пасеки, 2 - пасечные ленты, 3 - пасечные волоки, 4 - магистральные волоки, 5 - погрузочные пункты, 6 - обустроенный центр 6 - обустроенный центр лесосеки, 7 - лесовозный ус, В - ширина лесосеки, х - ширина делянки, L - длина лесосеки, l - длина делянки.

Лесосекой (рис.1) называется участок лесной площади, отведённой для заготовки растущего на нём леса.

Лесосека является местом работы мастерского участка. На неё размещаются бригады, машины, средства технического обслуживания машин и бытового обслуживания рабочих.

Основными собирающими артериями являются лесовозные грузовики. Общая площадь лесосеки может достигать 200 га.

Лесосеки обычно разбиваются на делянки.

Делянка, это часть лесосеки, закрепляемая за одной бригадой или одной машиной, производящеё валку. На делянах выполняется весь комплекс основных лесосечных работ. От валки деревьев до погрузки леса на лесовозные автомобили или подвижной состав узкоколейной дороги.

Делянка чаще всего имеет площадь 5-8 га. На делянке в свою очередь выделяют пасеки, т.е. полосы леса шириной 25-45 м., вдоль трелевочного волока. На пасеках выполняются первичные лесозаготовительные работы – валка деревьев и обрезка сучьев. При машинной валке роль пасек выполняют ленты, т.е. узкие полосы, параллельные волоку, которые разрабатываются при однократном проходе валочно-пакетирующей, валочной или валочно-трелевочной машины. При валке деревьев бензопилами ленты также имеют технологическое значение. На ленты в этом случае делится пасека для удобства валки трелёвки леса. Лента разрубается за один проход вальщика, с неё производится сбор деревьев при формировании пачек для трелёвки.

Пасечный волок используется для трелёвки леса только с одной пасеки, по середине которой он походит. К магистральным волокам предъявляются несколько более высокие требования. Они должны быть несколько шире и хорошо подготовлены, так как на них трактор работает более продолжительное время, собирая лес с нескольких пасек. За каждой бригадой или валочной машиной закрепляется одна или несколько погрузочных площадок или один верхний склад (если бригада производит также раскряжёвку). Как погрузочные площадки, так и верхние склады также называются погрузочными пунктами.

Площадь лесосек в лесах промышленного значения может быть разной – от 5 до 200 га. В соответствии с действующими правилами рубок размеры лесосек при проведении сплошных рубок устанавливаются в зависимости от категорий лесов, лесорастительных условий и преобладающих пород. Для таёжной зоны и зоны свешанных лесов правилами установлены четыре градации ширины лесосек: 1000, 500, 250, и 100 м.

Лесосеки шириной 1000 м. предприятиям отводятся в хвойных и мягколиственных насаждениях. В таёжной зоне лесов III группы, а также в мягколиственных насаждениях зоны смешанных лесов III группы.

Лесосе5ки шириной 500 м. отводят в хвойных насаждениях в сырьевых базах механизированных лесозаготовительных предприятий в зоне смешанных лесов III группы при условии выполнения ряда мероприятий по возобновления леса, такая же ширина лесосек устанавливается и в лесах II группы.

Лесосеки шириной 250 м. отводятся для мягколиственных и 100м. для хвойных насаждений в зоне I и II группы. Длина при сплошных рубках устанавливается с учётом квартальной сетки, но не более 2000 м., а в лесах I группы не более 1000 м.. С эксплуатационной точки зрения более выгодными являются крупные лесосеки, позволяющие сконцентрировать производство.

Экономия на крупных лесосеках достигается за счёт подготовительных и вспомогательных работ.

Сокращается протяжённость усов, уменьшается количество погрузочных пунктов, снижается потребность в ремонтных средствах, упрощается перевозка рабочих, снабжение гороюче-смазочными материалами и т.д.

Основными собирающими артериями на лесосеках, как уже отмечалось, являются лесовозные усы.

Основной технологической задачей, которую необходимо решить на первом этапе освоения лесосеки, это правильное размещение усов на ней.

Размещение усов в пределах лесосеки зависит от размеров лесосек и стоимости строительства и содержания одного уса.

Различают 5 видов размещения усов на лесосеке (рис.2). Ус проходит по середине лесосеки (рис.2, а,б). Такая прокладка уса наиболее распространена на лесосеках шириной 500 м.

Расстояние от уса до границы лесосеки составляет 250 м., а расстояние трелёвки не более 300 м. На лесосеках шириной 1000 м. расстояние трелёвки составляет 500-600 м., поэтому прокладка одного уса целесообразна при значительной стоимости уса (узкоколейные, лежневые, железобетонные усы) На лесосеке два уса (рис.2, в). Такая схема целесообразна только на лесосеке шириной 1000 м. и применяется при прокладке автомобильных усов, не требующих больших затрат на строительство и содержание (грунтовые, снежные). Кольцевая схема (рис.2, г). При соединении концов усов образуется кольцевая схема, которая заменяет разворотные петли и может быть рекомендована на усах, не требующих больших затрат на строительство и содержание. Ус с ответвлениями (рис.2, ж). Общая протяжённость усов на лесосеке по сравнению с двумя усами несколько увеличивается, но отпадает необходимость в устройстве разъездов у погрузочных пунктов и может быть рекомендована для лесосек в пересечённой местности, если прокладка двух параллельных усов затруднена. Ус на границе лесосеки (рис.2, е). Данная схема применяется для лесосек небольшой ширины (100-250 м.). Целесообразна также на лесосеках шириной 500 м., если ус может сохраняться 2-4 года до отвода в рубку лесосеки с другой стороны. Рис.2 Схема размещения усов на лесосеке а,б,д - поссередине лесосеки, в - два уса, г - кольцевой ус, ж,з - усы с отставлениями, е - на границе лесосеки, 1 - квартальная сеть, 2 - лесосеки, 3 - лесовозные усы, 4 - ветка лесовозной дороги.

Протяжённость лесовозных усов, которые не обходимо ежегодно строить для выполнения установленного предприятию объёма производства, определяется по формуле: где Q – объём производства м 3 /год L – протяжённость усов, м k – коэффициент, учитывающий удлинение усов за счёт прокладки их на не отведенную в рубку площадь; в многолесных районах k =1,1-1,2 при освоении разрозненных лесосек k =1,5-1,7 g – средний запас на 1 га,м 3 B – ширина лесосек, м n – количество усов на лесосеке.

Размеры бригадных делянок. На практике размеры в лесах III группы размеры делянок определяются обычно в зависимости от размеров лесосек и количества машин или бригад. Длина делянки , т.е. сторона l вдоль уса, определяется, прежде всего, трудоёмкостью устройства погрузочного пункта.

Например: при применении сучкорезных машин длина делянки принимается 250-300 м. при применении челюстных погрузчиков , когда затрат на устройство площадок незначительные, то размещение погрузочных пунктов можно на расстоянии 500-100 м. друг от друга, а при необходимости укладывать хлысты в запас вдоль всего уса. Таким образом, размеры делянок ограничиваются следующими пределами: по ширинеот100 до 500 м., по длине от 200 до 300 м.

Площадь делянки может быть от 2 до 15 га. В современных условиях оптимальным являются размеры делянок, при которых с одной стороны среднее расстояние трелёвки не превышало бы 300 м., а с другой стороны бригада могла бы работать не менее месяца.

Поэтому малым комплексным бригадам отводятся делянки площадью 5-8 га., укрупнённым 10-15 га., для валочных и валочно-пакетирующих машин 5-8 га. Схемы разработок делянок В настоящее время при традиционной технологии (валка бензопилами и машинами) применяются три схемы разработок делянок. Рис.3 Схемы разработок делянок: а - метод широкого фронта, б – параллельная, в – радиальная, 1-лесовознй ус, 2-погрузочные площадки, 3-зона безопасности, 4-волоки, 5-пасеки, l -длина делянки, B -ширина делянки, L -ширина лесосеки Метод широкого фронта. Эта схема характеризуется частым расположением погрузочных площадок вдоль лесовозного уса и применяется когда погрузочные пункты просты и затраты на их подготовку очень малы.

Благодаря применению челюстных погрузчиков эта схема получила широкое распространение.

Затраты на подготовку ограничиваются расчисткой их бульдозером. По этой схеме создаются обычно запасы хлыстов у трасс лесовозных дорог.

Волоки при методе широкого фронта располагаются параллельно один другому и хлысты на площадку трелюют с одного - двух волоков.

Параллельная схема.

Применяется, когда требуется концентрация стрелеванного леса в одном месте., например к сучкорезной машине. При этой схеме несколько пасечных волоков располагаются параллельно выходят на один магистральный волок, по которому трелюют на погрузочный пункт. Эта схема применяется также в тех случаях, когда по условиям рельефа и другим причинам нельзя разместить несколько площадок вдоль уса.

Радиальная схема. Такую схему применяют в тех случаях, когда устройство погрузочных пунктов требует больших затрат, например при сортиментной вывозке леса. Чем выше стоимость и трудоёмкость подготовки, тем большая площадь леса должна тяготеть к нему.

Расстояния трелёвки при этом должны быть по возможности небольшие.

Значение пасек и их ширина Разбивка на пасеки позволяет более строго соблюдать технологическую дисциплину, выдерживать заданное направление валки и сохранять подрост.

Характеристиками пасек является длина и ширина. В тех случаях, когда на лесосеке имеется жизнеспособный подрост, ширина пасек определяется единственным условием – сохранением подроста. Когда лесосека разрабатывается без сохранения подроста, ширина пасеки назначается в зависимости от способа трелёвки, места обрубки сучьев, почвенно-грунтовых условий.

Ширина может быть от 25 до 45 м. длина пасек при параллельной схеме разработок делянок и при методе широкого фронта равна ширине делянки, т.е. она может быть от 100 до 500 м.. При радиальной схеме разработки делянки длина пасек может быть до 300 м. При машинной валке работа ведётся на полосах, ширина которых значительно меньше, чем ширина пасек при валке бензопилами.

Валочно-пакетирующие машины разрубают полосу шириной 12-15 м., валочные и валочно-трелёвочные 1,5-3 м.

Подрост больше всего повреждается при развороте хлыстов и деревьев во время формирования пачки.

Наилучший результат для сохранения подроста даёт такая технология, когда формирование пачки происходит путём вытягивания без разворота. Для этого трактор доложен стоять при наборе пачки, в осевом направлении по отношению к сваленным деревьям при трелёвке за вершины.

Предельным углом, при котором разворот хлыста можно считать допустимым, является угол 30°. Разрубка волоков по сравнению с работой на пасеках является более трудоёмкой. Валка деревьев неудобна по ряду причин: она должна быть строго направленной независимо от наклона и других особенностей деревьев; разрубке лент шириной всего 5-6м. мешают остающиеся с обеих сторон стенки леса.

Значительно более трудоёмкой является обрубка сучьев, так как деревья на волоках ложатся сплошным валом, кроны их перекрывают друг друга.

Снижается производительность труда и на трелёвке в связи с тем, что рейсовые нагрузки при формировании пачек на волоках на 25-40% ниже, по сравнению с обычными. Время на чокеровку увеличивается, так как неудобно растаскивать канат по хлыстам и чокеровать зажатые хлысты. В зимнее время состояние волока улучшается по мере увеличения количества проходов трактора и ширины пасеки, в летнее, наоборот, с увеличением числа проходов трактора , состояние волока ухудшается. На условия труда обрубщиков сучьев ширина пасеки оказывает заметное влияние. Для облегчения сборов сучьев необходимо, чтобы кроны деревьев ложились на волок или вблизи него, что позволяет обрубщикам сучьев и чокеровщикам работать на волоке и вблизи него, где в зимнее время снег обмят. Таким образом, для снижения затрат на разработку, подготовку и содержание волоков, пасека должна быть широкой, а для облегчения труда обрубщиков сучьев и сбора сучьев ширину следует уменьшать.

Оптимальной шириной пасеки при работе без сохранения подроста, но с обрубкой и сбором сучьев на лесосеке, а также при работе на лесосеках с глубоким снегом является ширина 35-45 м.

Способы разработки пасек Способ разработки пасек зависит, прежде всего, от того, каким образом производится трелёвка за комли или за вершины. За комли трелюют деревья, а за вершины – хлысты. Схемы разработки пасек приведены на рис.4. при методе узких пасек главной задачей является сохранение подроста.

Делянка разбивается на пасеки шириной, равной средней высоте древостоя. По середине каждой пасеки прокладывается волок шириной 5 м. валку деревьев на волоке начинают с ближнего конца, деревья валят вершинами по направлению к погрузочным площадкам, после отхода вальщика на безопасное расстояние или перехода на другой волок, обрубают сучья и трелюют хлысты за вершины.

Вальщик валит деревья сначала с одной полупасеки (рис. 4, а), при этом валка начинается также как на волоке с ближнего к погрузочному пункту конца.

Вальщик, переходя от дерева к дереву, перемещается поперёк полупасеки от волока к середине пасеки, а затем обратно и т.д. при этом он стремится валить каждое дерево так, чтобы большая часть кроны попала на волок, а угол между деревом и волоком был наименьшим (не более 30 ). Рис.4 Схемы разработки пасек а - метод узких пасек, б – за вершины широкими пасеками, в – за комли лентами, параллельными волоку, г – за комли лентами под углом к волоку, д – на подкладочное дерево После того, как вальщик отойдет на расстояние более 50 м., обрубщики сучьев приступают к обрубке или их обрезке бензосучкорезами. Сучья, обрубленные с той части кроны, которая находится над волоком, остаются на волоке, а сучья, которые обрубаются с крон, находящихся на пасеке, должны быть собраны и перенесены на волок.

Собранные сучья уплотняются при проходе трактора, трелюющего хлысты с более удалённых участков волока.

Порожний трактор разворачивается на месте, на участке, где нет подроста, трос растаскивается вдоль волока на расстояние 20-25 м. и зачокеренные за вершины хлысты, при формировании пачки вытягиваются сквозь подрост.

Разработка без сохранения подроста, но с трелёвкой за вершины мало отличается от метода узких пасек.

Пасека (рис.4,б) может иметь в этом случае ширину 34-45 м. , деревья валят под углом 45-60 к волоку.

Поскольку сразу всю полупасеку за один заезд взять сложно, то её делят на ленты шириной 8-10 м. и разработку проводят последовательно, сначала ленту у волока, после трелёвки следующую ленту и т.д. При разработке пасек без сохранения подроста возможен сход трактора с волока.

Разработка пасек лентами, параллельными волоку ( рис.4, в), применяется при трелёвке за комли. С полос шириной 5-8 м. валят деревья кронами на волок, а с последующих полос – кронами на вырубку.

Деревья валят под углом 45-60 к волоку. Пачка набирается трактором на ленте, затем после формирования пачки, трактор выходит на волок.

Волоки, кроме первого, при этом методе разработки заранее не разрубаются. Ленты разрабатываются с постепенным удалением от волока, каждая последующая лента отрезается от стенки леса. После того, как стенка леса удалится от волока на 50-60 м., трактор накатывает следующий волок. Этот метод применяется при хорошем грунте летом и неглубоком снеге зимой.

Разработка пасек лентами под углом к волоку (рис.4, г) также применяется при трелёвке за комли.

Волоки в этом случае разрубаются заранее.

Разборку волока начинают с дальнего конца, первые деревья валят в свободные промежутки между стоящими деревьями. Затем ведётся разработка полупасек шириной 8-10 м., которые примыкают к волоку под углом 45-60 . Разработку начинают с дальнего конца полупасек.

Вальщик валит деревья на пасечной ленте, начиная от волока и кончая серединой пасеки. За один проход, т.е. на одной ленте должно быть свалено столько деревьев, сколько необходимо для набора одной пачки трактором.

Трактор при разработке пасеки таким способом не сходит с волока. Этот метод применяется при глубоком снеге зимой и на слабых грунтах летом. При методе необходима очень чёткая увязка валки с трелёвкой. После валки деревьев на одной ленте необходимо сразу же стрелевать их, иначе нельзя валить деревья на следующей ленте.

Создать межоперационный запас при этом невозможно и происходят простой тракторов в ожидании, когда вальщик свалит деревья или вальщика, пока трактор стрелюет деревья.

Разработка пасек с подкладочным деревом (рис.4, д) разрабатывается лентами под углом к волоку.

Предварительно вдоль ленты валится так называемое подкладочное дерево, на которое в дальнейшем валят деревья с ленты.

Вершинами деревья валят на волок. На одной ленте (дерево) валят 10-12 деревьев.

Применение подкладочного дерева облегчает чекеровку, так как комли сваленных на него деревьев приподняты.. при этом методе возможно сохранение подроста в средней части пасеки. Общая протяжённость волоков на лесосеке может быть определена по формуле: где L – общая протяжённость волоков на лесосеке, м S – площадь лесов, га B – средняя ширина пасеки, м. При определении ширины проезжей части на прямолинейном участке волока необходимо учитывать габаритную ширину трактора, общую ширину ленты, занимаемую волочащимися комлями ( при трелёвки), а также в связи с отклонением трактора от первоначального следа и выхода трактора с волока в с вязи с образованием глубокой колеи.

Обычно ширина трелёвочного волока при любых способах рубок главного пользования должна быть не менее 5 м., а на косогорах не менее 7 м. На эту ширину и прорубаются как магистральные, так и пасечные волоки.

Минимальная ширина волока должна быть такой, чтобы между трактором и деревьями по краям волока оставался достаточный разрыв ( не менее 1,2-1,5 м.). Волок шириной менее 5 м. не допустим при габарите современных тракторов, так как в этом случае при отклонении от середины волока трактор приближается к стоящим деревьям, что опасно для тракториста.

Разрыв между трактором и деревьями также нужен для обеспечения обзорности и для отхода рабочих при встрече с движущимся трактором. По одному следу трактор может ходить лишь при небольшом числе рейсов, т.е. на середине и в конце пасечных волоков.

Отклонение от первоначального следа здесь не превышает 0,5 м., но на магистральных волоках вследствие многократных проходов отклонения о первоначального следа даже на плотных грунтах достигает 0,8-1 м.

Минимальная ширина волока по условиям техники безопасности складывается из ширины трактора (2-2,5 м.) и ширины разрывов (1,2-1,5 м.), т.е. общая ширина волока должна быть не менее 5-5,5 м. В процессе разработки лесосеки общая ширина волока увеличивается вследствие повреждения растительного слоя деревьями при их валке, а также трелюемыми деревьями и хлыстами. Если трактор не сходит с волока, то он вынужден разворачиваться на волоке перед набором каждой пачки, т.е. через каждые 20- 25 м. для набора пачек с одной полупасеки и то же самое, при наборе с другой. В результате общая ширина полосы, на котором частично или полностью повреждён растительный слой, находится в пределах 5,5-9 м. Трелёвка леса Трелёвкой называется перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта.

Необходимость этой операции очевидна, так как лесовозным автомобилям или узкоколейным транспортом нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке, её предварительно необходимо собрать.

Трелевка является транспортной операцией. Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.

Благодаря трелёвке достигается концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.

Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом: - по виду трелёвки – за комли, за вершины; - по техническим средствам – гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями; - по способу формирования пачки – чокерная, бесчокерная - по характеру перемещения груза – волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.

Различие в видах трелёвочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых производятся лесозаготовки.

Основным трелевочным механизмом является трактор. В нашей стране применяются гусеничные трактора, за рубежом – колёсные. В соответствии с правилами техники безопасности трелёвочные тракторы можно применять на склонах крутизной не более 25 , а зимой и в сырую погоду до 15 . В горных условиях на крутых склонах или там, где применение тракторов ограничивается лесохозяйственными требованиями, применяются канатные установки различных систем.

Главным требованием к трелёвочным тракторам является проходимость, которая должна обеспечивать работу трактора практически на любых лесных грунтах с преодолением обычных для условий лесосеки препятствий: пней, валежника, микронеровностей, валунов, болотистой местности и т.д. Трелёвочные тракторы оснащаются специальным оборудованием.

Кабина трактора выносится обычно верёд или размещается в средней части, что необходимо для установки на тракторе технологического оборудования и размещения конца трелюемой пачки. В настоящее время применяются несколько разновидностей технологического оборудования. Оно разделяется на две принципиально различные группы: оборудование для бесчокерной, т.е. полностью механизированной трелёвки и оборудование для чокерной трелёвки, при которой применяется ручной труд.

Технологическое оборудование для бесчокерной трелёвки подразделяется в свою очередь на две подгруппы: для поштучного формирования пачки (гидроманипуляторы, зажимные коники, трососъёмники, погрузочные рычаги, платформы) и для трелёвки заранее подготовленной пачки (пачковые захваты). Рис.5 трелёвочные тракторы а – ТТ-4, б – ТДТ-55, 1-погрузочный щит, 2-лебёдка, 3-кабина, 4-двигатель, 5-рама, 6-ходовая система, 7-толкатель Рис.6 трелёвочные тракторы а – ТБ-1, б – ЛП-18А, 1-рама, 2- ходовая система, 3-толкатель, 4-кабина, 5-двигатель, 6- манипулятор, 7-коник, 8-трососъёмник, 9-щит, 10-захват К технологическому оборудованию также относятся бульдозерные толкатели, которые служат для выравнивания комлей, штабелёвки хлыстов или деревьев, сдвига пачек, расчичтки волоков.

Техническая характеристика трелёвочных тракторов приведена в таблице 1 Табл.1

Наименование ЛП-18 ЛП-18А ЛТ154 ТДТ-55А ТБ-1 ЛТ183
База трактора Мощность двигателя кВт Скорость движения км/ч максимальная минимальная Габарит, мм. Длина Ширина Высота Дорожный просвет, мм. Колея, мм. Масса трактора Среднее удельное давление на грунт Максимальная масса трелюемого пакета, кг. ТТ-4 81 10 2,3 5950 2500 2700 490 2000 10500 46 ТТ-4 81 10 2,3 6900 2800 3400 490 2000 11000 58 ТТ-4 81 10 2,3 6250 2500 3700 490 2000 11000 53 61 10,9 2,7 7050 2470 3250 590 1690 890 55 ТДТ-55А 61 10,9 2,7 7050 2470 3250 590 1690 8900 55 ТТ-4М 95,5 8,2 2,3 6070 2700 2957 537 2050 14400 38 15000
В состав технологического оборудования тракторов ТБ-1 и ЛП-18А входят манипулятор, коник, трососъёмник и толкатель (рис.6) Манипулятор.

Максимальный вылет манипулятор имеет на высоте 2,5-3 м., вылет на уровне опорной поверхности гусениц 4,2-4,6 м. технологические расчёты ведутся по вылету на уровне 1,2-1,5 м.

Высота манипулятора составит при этом 5 м.

Рабочая зона манипулятора трактора определяется вылетом манипулятора и углом его поворота относительно вертикальной оси. Угол поворота манипулятора трактора ТБ-1 составляет 173 . Возможны два положения рабочей зоны, смещение зоны путём перестановки пальца рычага поворота.

Трактор может взять дерево, комель которого находится в любой токе рабочей зоны.

Однако не все точки равноценны.

Важным условием правильного и производительного сбора деревьев манипулятором является выполнение приёмов в зоне обзорности, т.е. на той площади, которую тракторист видит со своего рабочего места. Зона обзорности не полностью может совпадать с рабочей зоной манипулятора.

Зажимной коник трактора ТБ-1 состоит из основания, зажимных рычагов, верхних шарниров, ножевого упора, разгрузочного ролика, гидроцилиндров для поворота коника и для зажимных рычагов. Коник свободно поворачивается вокруг своей оси, а так же наклоняется вперёд или назад на общий угол 42 . Всё оборудование трактора приводится в действие гидравлической системой.

Трососъёмник.

Увязка и удержание деревьев (хлыстов) на щите трактора ЛП-18А осуществляется трососъёмником. Перед погрузкой производится растяжка тросовой петли тросиками при выдвижении штоков гидроцилиндра трососъёмника. Затем включением гидроцилиндра трососъёмник наклоняется в сторону кабины трактора. После погрузки, т.е. укладки Комлев деревьев на трубу, трососъёмник поворачивается назад, как бы накидывая петлю на комли. Петля затягивается лебёдкой трактора.

Трососъёмник в отличие от коника трактора ТБ-1 не поворачивается вокруг вертикальной оси.

Маневрирование трактора с пачкой осуществляется за счёт гибкости тросового крепления пачки. Для защиты заднего моста и плавной разгрузки пачки на трактора устанавливается щит.

Пачковые захваты. В отличие от манипуляторов, которыми производится поштучная погрузка деревьев, пачковые захваты берут заранее сформированную пачку и делают это за один приём.

Отличие от манипуляторных тракторов заключается ещё и в том, что погуженная пачка удерживается не в конике, а в самом захвате.

Пачковый захват состоит из двух основных узлов – стрелы и собственно захвата.

Параметры технологического оборудования трактора ЛТ-154 показаны на рис.7 Рис.7 параметры технологического оборудования трактора ЛТ-154 Приёмы трелёвки.

Технологический цикл трелёвки независимо от вида трактора, конструкции технологического оборудования и способа трелёвки в общем виде складывается из одних и тех же операций. Это порожний ход трактора, маневрирование и выбор позиции, погрузка или формирование пачки, грузовой ход, разгрузка.

Порожний ход трактора. Для порожнего хода трактора е8го технологическое оборудование приводится в транспортное положение. При этом технологическое оборудование должно занимать фиксированное положение узлов, исключающее раскачивание рукояти, захвата и других узлов, а также удары элементов оборудования друг о друга и о трактор.

Должна быть исключена возможность самопроизвольного опускания, поворота, падения или выдвигания оборудования.

Наконец, перевод оборудования из рабочего состояния в транспортное и обратно, должен производится за короткое время из кабины трактора с помощью органов управления.

Трактор, работая в условиях лесосеки должен преодолевать различные препятствия, проходить по грунтам различного состава и влажности , вписываться в неровности микрорельефа и преодолевать их.

Конструкция трелёвочных тракторов в максимальной степени учитывает особенности машин на лесосеке: тракторы имеют эластичную подвеску, высокий клиренс, узлы и механизмы их защищены от повреждений снизу. Тем не менее, вождение трактора по лесосеке требует соблюдения определённых правил. Во избежание поломок деталей ходовой части и рамы следует по возможности объезжать препятствия, которые встречаются на пути движения трактора.

Преодолевать препятствия нужно на первой передаче, что позволяет уменьшить силу ударов при наезде на препятствия, а также создать достаточный крутящий момент для его преодоления.

Валежник, поваленные деревья следует переезжать под прямым углом, а рвы и канавы под углом 15-20 . Наезжать на пень нужно так, чтобы гусеница прошла по пню серединой.

Нельзя поворачивать трактор, когда гусеница находится на пне.

Наиболее распространёнными последствиями неправильного наезда на пень и поворота трактора между пнями является спадание гусеницы, возможны также поломки ходовой части.

Порожний ход трактора должен выполнятся передним ходом, движение задним ходом с поворотом на 180 допускается на расстояние не более 50-70 м.

Маневрирование и выбор позиции.

Заключительным приёмом порожнего хода является маневрирование трактора у места погрузки или формирования пачки. В непосредственной близости от хлыстов или деревьев, которые необходимо трелевать, тракторист выбирает свободную позицию от хлыстов и пней и разворачивает трактор. Затем задним ходом подаётся к деревьям, хлысту и пачке, подлежащим трелёвке. Выбор позиции трактора у собираемых деревьев зависит от типа технологического оборудования и его рабочей зоны.

Формирование пачки гидроманипулятором. После подъезда к деревьям и установки трактора в выбранной позиции тракторист вместе с сиденьем поворачивается назад, к рычагам управления технологическим оборудованием.

Технологическое оборудование переводится из транспортного положения в рабочее. При этом коник трактора ТБ-1 откидывается одновременно на ножевой упор и на ролик, трососъёмник трактора ЛП-18А откидывается вперёд, канатная тросовая петля растягивается.

Наводка манипулятора на дерево заключается в корректировке вылета манипулятора и угла его поворота. Для сокращения времени наводки рекомендуется совмещать приёмы.

Использование пачковых захватов. При подъезде трактора ЛТ-154 к пачке на расстояние 5-8 м. его техническое оборудование переводится из транспортного состояния в рабочее. Для погрузки применяется приём подъезда трактора под пачку, который выполняется следующим образом: пачка стрелой поднимается вверх, одновременно подаётся назад под пачку.

Погрузка пачки производится лебёдкой, щитом, стрелой. Пачка пдтягивается тросом лебёдки, одновременно поднимается щит и стрела. По щиту перемещаются комли подтаскиваемые пачки. У стрелы при погрузке используется только нижняя часть – арка. С помощью арки пачка под действием тягового усилия каната приподнимается вверх.

Формирование пачки чокерным оборудованием.

Формирование пачки чокерным оборудованием производится в три приёма: оттаскивание каната, чокеровка и сбор пачки лебёдкой.

Тяговый канат трелёвочного трактора оттаскивают двое рабочих. Чтобы облегчить оттаскивание каната с лебёдки, его разматывают двигателем. Затем чокеровщик протаскивает рабочий канат лебёдки через кольца чокеров заранее зачокерённых хлыстов или деревьев.

Пропустив канат через все кольца чокеров, в петлю собирающего каната вставляется упорное разрезное кольцо. Приёмы чокеровки и формирования пачки показаны на рисунке 8. Рис.8 приёмы чокеровки и формирования пачки: а – чокеровка одинарной петлёй, б – чокеровка двойной петлёй, в – последовательная прицепка хлыстов, г – зигзагообразная прицепка хлыстов Грузовой ход трактора. Для движения с грузом трактор должен быть приведен в транспортное положение.

Требования к транспортному положению в этом случае несколько другие, чем при порожнем ходе.

Главным из них является обеспечение возможности маневрирования трактора под грузом. Для этого необходимо, чтобы трактор мог поворачиваться относительно пачки, как в горизонтальной так и в вертикальной плоскости. Все таркторы для бесчокерной трелёвки уступают по проходимости соответствующим бозавым тракторам с чокерным оборудованием, поскольку последние могут на особо тяжёлых участках волока сбросить пачку, переходит по волоку 10-20 м. вперёд, затем опускает щит, лебёдкой подтягивает пачку и снова берёт её. Разгрузка пачки. Для разгрузки пачки на погрузочной площадке следует подъезжать вплотную к штабелю и останавливать трактор так. Чтобы комли деревьев в пачке и штабеле находились на одном уровне. Затем раскрываются зажимные рычаги коника ТБ-1 и растягивается петля у трактора ЛП-18, коник или трососъёмник откидывается назад и трактор выезжает из под пачки. Для создания более плотных или более высоких штабелей разгрузка тракторов ТБ-1 или ЛП-18А может производится манипулятором.

Разгрузка при чокерной трелёвке заключается в сбрасывании пачки м после этого – ручной отцепке каждого чокера. Для сбрасывания пачки лебёдка растормаживается, и трактор выезжает из-под пачки.

Рейсовые нагрузки. В обычныз производительных условиях тяговые качества трелёвочных тракторов используются не полностью.

Фактические рейсовые нагрузки за редким исключением оказываются нижетех, которые возможны по тяговым характеристикам трактора, т.е. ниже расчётных. Объёмы рейсовых нагрузок складываются под воздействием ряда технологических факторов. Под технологическими ограничениями рейсовых нагрузок понимается возможность или целесообразность формирования пачек определённого объёма.

Когода не сам трактор, а другая машина, например валочно-пакетирующая, рейсовая нагрузка предопределяется объёмом сформированной пачки.

Тракторы с пачковыми захватами обычно берут одну пачку за рейс.

Дробление или объединение пачек приводит к нарушению нормального режима работы трактора, хотя такое изменение объёма подготовленных пачек в принципе возможно. Если паки уложены в вал, та трактор толкателем может сдвинуть первую пачку назад до упора толкателя в комли следующей пачки, таким образом сдвоить их. Трелёвочные тракторы с гидроманипулятором дают возможность варьировать объём пачки. Если ведётся набор пачки из отдельно лежащих деревьев, то возможным техническим ограничением является снижение маневренности трактора по мере увеличения нагрузки. При наборе деревьев из пачки, предварительно сформированной валочно-пакетирующей машиной, возможны два варианта. Когда пачки уложены в вал, манипуляторный трактор может взять только крайнюю пачку, которую при необходимости можно сдвоить. Если пачки под углом, то манипулятором можно сформировать пачку любого объёма, однако для этого требуется дополнительное маневрирование трактора. При чокерной рейсовые нагрузки ограничиваются ручными приёмами – растаскиванием тягового каната, чокеровкой, отцепкой. Для растаскивания каната требуются большие физические усилия, которые зависят от диаметра каната и расстояния оттаскивания.

оценка гаража в Брянске
оценка незавершенного строительства в Смоленске
оценка оборудования в Курске

Подобные работы

Международная стандартизация

echo "Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках,

Лесосечные работы и трелёвка леса

echo "Обязательным элементом лесосечных работ являются подготовительные работы – подготовка лесосек и погрузочных пунктов. Кроме этого, сюда входят и вспомогательные работы – техническое обслуживание

Анализ производственной мощности предприятия

echo "Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукц

 
© 2011-2012, e